«Скучаю по тундре». Татьяна Лагейская возглавила оленеводов в 25 лет

«Когда училась в университете, я уже знала, что в Хорей-Вер вернусь. То есть, сначала были сомнения, думала, не остаться ли в Нарьян-Маре, но к пятому курсу я уже точно решила, что вернусь в родной посёлок», - говорит Татьяна Лагейская, председатель сельскохозяйственного производственного кооператива (СПК) «Путь Ильича». Руководить сотней оленеводов Татьяна начала три года назад, когда ей было 25 лет.    
   

Посёлок Хорей-Вер стоит на берегу реки Колва, в двухстах километрах от Нарьян-Мара. С «большой землёй» его жители сообщаются с помощью самолётов и вертолётов. Поколение за поколением семьи из Хорей-Вера разводят в тундре северных оленей. Из такой семьи вышла и Татьяна Лагейская.

Дети в чуме

«Я росла в семье оленеводов и лет до семи практически постоянно находилась в тундре, даже в зимнее время – до тех пор, пока не пошла в школу, - рассказывает она. – В школьное время с сентября до весны жила в посёлке, а на каникулы уезжала с родителями в тундру. Десятый и одиннадцатый класс училась в»

Нарьян-Маре, потом поступила на экономический факультет АГТУ. Но это не значит, что я оторвалась от дома: я сдавала экзамены, приезжала домой и улетала в тундру. Я помню, что мне было сложно в первый класс пойти. Я привыкла всегда находиться рядом с родителями, с семьёй, и тут тебя отправляют в школу, про которую ты ничего не знаешь и понятия не имеешь, как тебя примут посторонние люди. Но адаптируются все дети оленеводов нормально. Мне кажется, сейчас им проще даже, потому что в мое время дети жили круглый год в тундре, а сейчас оленеводы в зимнее время работают по вахтовому методу, и большую часть времени проводят с детьми в Хорей-Вере».

Править оленьей упряжкой Татьяна научилась еще в детстве. Фото: из личного архива Т.Лагейской

Одна большая семья

Когда Татьяна вернулась в Хорей-Вер дипломированным специалистом, председателем кооператива был её отец Иван Александрович Лагейский, известный оленевод. Татьяна стала его заместителем. «Отец был долгое время бригадиром, поэтому руководить умеет, но у него нет высшего образования, и вся бумажная работа давалась ему тяжело, - поясняет Татьяна. - На выборах 2011 года председателем выбрали меня. Отец – мой заместитель и бригадир одновременно. Он столько лет проработал оленеводом, что, мне кажется, не встретить сейчас людей, которые бы в этом деле разбирались как мой отец. И я это говорю не потому, что мы родственники. Из шестерых моих братьев и сестёр трое работают в организации. Вообще в СПК приветствуется преемственность поколений. Бабушки и дедушки мои тут работали, родители тоже. И многие семьи из поколения в поколение работают в этой организации. По сути, весь СПК – это одна большая семья, все друг другу родственники. Проблем с тем, что я такая молодая и руковожу этими опытными людьми не было. Они меня все с детства знают. Я в тундре давно работаю и никакой резкой смены отношения ко мне не было. Только теперь я не прошу, чтобы они что-то сделали, как сестра или племянница, а требую, как руководитель. Только это, наверно, и поменялось».

Жители Хорей-Вера разводят в тундре северных оленей. Фото: из личного архива Т.Лагейской

Никакой романтики в работе председателя оленеводческого хозяйства нет. «В основном я либо в конторе в Хорей-Вере, либо в командировке. Времени на то, чтобы уехать в тундру надолго, нет, я там была в последний раз в позапрошлом году на месяц», - сетует Татьяна.

Сложно ли быть женщиной-председателем? «По большей части, конечно, предпочитают мужчину-руководителя, но я думаю, что и женщины с этой работой неплохо справляются. Раньше председатель был «свой человек», его авторитет держался на отношениях с людьми, как в советских фильмах. Сейчас же руководитель должен еще и заниматься бумажной работой. Он должен и в трудовом кодексе разбираться, и в налогах, и в финансах. В коммерческой части сложно разобраться без образования. Но, разумеется, от отношений с коллективом тоже многое зависит», - говорит она.

   
   
В тундру за романтикой председатель оленеводческого хозяйства выбирается редко. Фото: из личного архива Т.Лагейской

Снегоходы вместо оленей

Нам, людям со стороны, кажется, что оленеводство – это такое традиционное занятие, которое с годами не меняется. «Без новшеств в нашей работе не обходится. СПК у нас крепкий, поголовье сейчас – 16500 оленей, работает в организации около сотни человек. Со стороны может казаться, что оленеводство десятилетиями стоит на одном месте, но это не так, - рассказывает Татьяна. – Когда я была маленькая, мы зимой ездили на оленях и жили в чуме. Сейчас у оленеводов есть снегоходы, и в чумах в зимнее время почти никто не живёт. Обустраиваются балки (временное жильё - Ред.), оленеводы приезжают на вахту и живут в балках. Мобильная связь появилась, не на всей площади округа, но можно найти участки, где она есть – это помогает. Сельскохозяйственные вопросы не так давно передали округу, так что я надеюсь, что оленеводство начнёт активно развиваться».

Справка: Татьяна Ивановна Лагейская родилась в 1985 году. В 2009 году окончила АГТУ по специальности «Финансы и кредит», в 2014 – Юридический заочный институт МГЮА имени Кутафина по специальности «Юриспруденция». С 2011 года – председатель СПК «Путь Ильича».

Смотрите также: