И тем не менее, его художественный руководитель, дирижёр Владимир Онуфриев не приемлет тотальной «развлекаловки» и низкий уровень, ставший стандартом. «Это уже система такая намечается, когда приезжает в глубинку оркестр и выдаёт «садово-парковое» искусство, – говорит Владимир Онуфриев. – Кажется, вот зал очарован, качается и напевает. И в умах людей не особо погруженных в нашу тему, возникает ощущение, что это и есть стандарт оркестровых концертов, что это должно происходить именно так, что это отдых. Но
музыка – это не только отдых, но и «рабочий материал» для души, душа должна потрудиться».
Математический кульбит
– Ну сейчас, наверное, все стремятся заработать…
– Сейчас у искусства нет идеологической подоплёки, как например, в советское время. Тогда победа на международном конкурсе была событием политическим, «победить Штаты». Сил и средств не жалели, то было дело государственного престижа.». В 90-х годах крен этой лодки изменился настолько, что в результате во главу угла был поставлен финансовый результат, доход. Нам открытым текстом говорили, что главное в вашей работе – заработать денег на свою же работу. А артисты есть разные. Есть артисты, которые рассматривают свою музыку,
своё искусство только как бизнес и не скрывают этого, они строят весь мир вокруг этой идеи. Кто-то из артистов не соглашается, ставит во главу угла только задачи духовного порядка. Кто–то же говорит, что это дело прежде всего государственное, так как это связано с воспитанием людей. Я принадлежу скорее к третьей категории.
– Владимир Михайлович, Президент пообещал поднять зарплату в сфере культуры на 30%. Можно подсчитать, на сколько вырастет зарплата, к примеру, ваших музыкантов?
– Это очень хороший вопрос. То, что сказал Путин – красиво, правильно, но до нас это дойдёт в очень искажённом виде. Даже, если будет принято решение поднять нам на 40 % зарплату, то оно должно сначала обрести силу закона – областного бюджета, мы ведь областное учреждение. В этом решении есть один математический кульбит. Дело в том, что поднимается зарплата не персонально каждому, вот получает человек 10 тысяч, а стал получать 14, а поднимется на 40 % фонд оплаты учреждения и в результате этот обещанный сорокапроцентный подъём оборачивается существенно меньшим.
– А как власти удерживают талантливых музыкантов в регионе? Зарплату не поднимают, так, может быть, с жильём помогают?
– К сожалению, 90 % музыкантов, которые здесь родились и учились, уезжают и не возвращаются. А это способные музыканты. Никто из чиновников их, конечно, не удерживает. Чиновник от культуры и не должен уговаривать каждого, он должен создавать условия, например, строить жильё. Это одна из ключевых проблем. 20 лет назад Павел Николаевич Балакшин, в то время он руководил областью, выделил мне квартиру. Квартира до сих пор государственная, но зато моя семья не на улице. Ещё было выделено пол-квартиры, то есть с долевым участием. На сегодняшний день у нас есть две семьи, которые уже много лет живут в общежитии. Ещё есть музыканты, которые ездят из Северодвинска.
Нужны ли чиновникам клубы?
– Ваш оркестр выступает и в районах. Есть, где выступать? На недавней встрече Президента
с деятелями культуры, кстати, говорилось о том, что нет площадок, что клубы нужно возрождать. А клуб – это культура?
– Сельские клубы – это и есть культура. Но существование клубов – не домов и зданий, а объединений людей, – связано с личностями. Если личность есть – люди будут группироваться вокруг этого человека. Но такие очаги в глубинке зачастую бывают не в том месте, которое мы привычно называем «сельский клуб». Тем же Матигорам повезло, там служит протоиерей Александр Ковалёв. Это же замечательный мыслитель, служащий далеко
от города. Люди его слушают. Там приходская община – своего рода клуб. Но это только
один пример, думаю их много. И часто на приходе – воскресная школа, а это, своего рода, молодёжная секция такого «клуба». Люди в общине объединены одной идеей, и они на неё и духовно, и материально работают. Но ведь и в светской части могут быть подобные сильные и интересные личности, которые могут быть очень полезны и интересны людям. Другое дело, что государство думает, что либо помогать не надо, либо нечем помочь и клубы находятся в запустении. Вот нужно это главе администрации? Если нужно – такой очаг культуры будет. Что касается концертов в области – то есть очень хорошие залы, например, в посёлке Октябрьский в Устьянском районе – замечательный Дом культуры, там очень хороший зал. Хороший зал в Шенкурсе, городской Дворец культуры в Котласе, Дом офицеров в Мирном, там здание приспособлено для приёма гостей президентского уровня.
– А правда, что даже в некоторых музыкальных школах нет инструментов?
– Я помню момент, когда мы приехали выступать в Шенкурск, так ученики детской музыкальной школы впервые в своей жизни увидели скрипку. Нет музыкальных инструментов и нет педагогов, которые на этих инструментах будут учить. Скрипачи есть в Архангельске, Северодвинске, Нарьян-Маре, Вельске, Мирном, Котласе, Коряжме. А откуда им взяться в тех местах, где они с советского времени не остались? Кто туда поедет работать? С чем? И с кем?
Гергиев и Северная Двина
– Сейчас на слуху тема: нести культуру в массы. Вспомнилось, как летом на набережной можно было встретить струнный квартет. Это ваши музыканты?
– Музыканты это наши, но они там не оркестр представляют – это они сами, по своей инициативе. Да,у струнного квартета уже появилась своя публика. И самое интересное, что эта публика начинает ходит на концерты оркестра. Конечно, для Европы – это нормальная история, когда играют на каждом углу, но для Архангельска, с его ветрами, сыростью и частой плохой погодой это явление необычное.
– На счастье архангелогородцев, в наш город уже не первый раз приезжал Валерий Гергиев со своим симфоническим оркестром. Гергиев как раз-таки и прививает массовому зрителю любовь к музыке. Вам удалось с ним пообщаться?
– Гергиев – удивительный подвижник. Пообщаться с ним немного, но удалось. Когда зашёл разговор о том, что они ездят в глубинку, он очень эмоционально сказал: «Так это же необходимо!» Приятно, когда так думает столь именитый коллега. В тот приезд, в мае, он попросил выйти с ним на набережную, ему очень понравился вид на Двину, он любит такие просторы. Вот, наверное, показатель широты души.
– Владимир Михайлович, через несколько дней начнётся новый сезон. А как создаётся программа? И какого слушателя больше любите: подготовленного или нет?
– Как создаётся программа? А Бог его знает. Конечно, на открытии хочется сыграть подчёркнуто академическую программу, какое- то большое сочинение, вот как сейчас будет квартет Шуберта. Фактически – по масштабам – это симфония. 4 октября, в день открытия сезона, с московским пианистом Юрием Мартыновым будем играть Второй концерт Бетховена. Его мы играли последний раз лет 10 назад. Музыка Шуберта, которая будет звучать, была года три назад, но я её стараюсь возвращать, потому что она великолепна и сложна для оркестра. Для музыкантов – это лишний повод как следует «почистить пёрышки», а для публики – настоящий праздник Музыки. Что касается слушателей, то часто слушатель менее подготовленный имеет меньше и штампов, и если сыграть ему честно, искренне, при этом безупречно технически, то он обязательно проникнется. Несколько дней назад мы играли концерт в Гостиных дворах для детей, в том числе и из детских домов, мы играли финал того же Квартета Шуберта. Дети сидели, смотрели и слушали как захватывающее кино, потому что музыка такая, музыканты играли честно, как перед профессорами. Но на самом-то деле не в «профессорах» дело, наши музыканты играют не на оценку, они играют Музыку...
Смотрите также:
- «Мои «Церемоночки» не хуже «Бурановских бабушек», - говорит певица Алла Сумарокова →
- Жители Архангельской области болели за Владимира Тарасова на конкурсе участковых →
- «Нам никто не должен». Незрячий музыкант о благодарности и бескультурье →