45 лет Василий Борисович из посёлка Обозерский Плесецкого района, что называется, провёл в лесах. Работа у него такая: оберегать, взращивать, холить и лелеять родной лес. Только вот проблем сейчас столько, признаётся он, что дошли до крайней точки, когда можно сказать: «Никому наш лес не нужен».
- Василий Борисович, еле Вас разыскала. Говорят, вы на пожаре были?
- Да, но тот вызов был ложным, мы всё осмотрели и вернулись назад. Но зато несколько последних недель постоянно на пожарах. Вот в Самодеде сумасшедшие пожары, я знаю порядка 5 пожаров крупных. Ситуация ухудшается, очаги возгорания появляются там, где дороги нет, пожар тушится с вертолётов, но это малоэффективно (такой ситуация была на пятницу, 22 июля, - ред). Помогают люди, откликаются.
Я 45 лет отдал лесу, работал в северном леспромхозе, директором Пинежского лесхоза, с 1993 года работаю лесничим, но такие лесные пожары - впервые.
Ущерб предстоит подсчитать
- Насколько сильно пострадал лес? Известно ли, сколько площадей выгорело?
- Ущерб трудно оценить, так как много лесных пожаров остановлено, но не ликвидировано. Там нужно будет считать, ещё не предъявлены счета за машиносмены, за оплату труда людей, не подсчитан ущерб за древесину, которая погибла. Может быть, через месяц уже можно конкретно оценить. Конечно, огромный ущерб, чего там говорить? Здесь ещё такой нюанс есть. Пожар может быть низовой, низовой беглый, низовой сильный, низовой устойчивый. Дело в том, что разные типы леса и разные формы лесных пожаров. Там, где пожар прошёлся беглый, там лес отживется. Где низовой устойчивый, он всю подстилку сжигает, наносит вред корням, там же где подстилка толстая - лес отживется. Но самый страшный пожар-верховой, когда сгорает вся крона у дерева, обугливается, здесь уже явно дерево погибнет и думать нечего.
9 тыс. руб. зарплата у лесничего
- Почему у нас уже второй год возникают такие масштабные лесные пожары? Кто виноват? Кто сегодня хозяин-то в лесу?
- А никто! Хозяина в лесу нет. Разрушили всю эту систему, которая действовала с 1947 года, когда были образованы лесхозы и вот получили. На сегодняшний день здесь остался начальник участка, инженер, пенсионер -тракторист и мастер. Тракторист и мастер получают минимальный размер оплаты труда-4.800 рублей. Ну что можно спрашивать за такие деньги? У лесничего зарплата 9 тысяч рублей.
Хорошо хоть, что есть арендаторы. Правда, всего одна треть леса находится в аренде. За эту треть мы не беспокоимся, арендаторы полностью отвечают за свой участок, занимаются лесовосстановлением, пожары тушат, у них всё это прописано в договорах.
А две трети-то ли они есть, то ли их нет. Там, где квартала свободные, сажать должны лесхозы, но у них ни сил, ни техники, ни посадочного материала. Питомническое хозяйство запущено, Если раньше у нас были большие хорошие питомники, всё выращивалось, то теперь это всё запущено. Хозяйственная деятельность в лесу почти не ведётся.
Техника, которая была передана хозяйственным лесхозам, непонятно куда делась, лесхозы сократились. У нас раньше был Обозерский лесхоз, сейчас его ликвидировали и всеми хозяйственными делами занимается Приозёрный лесхоз, который располагается в село Конёво. О какой оперативности тут можно говорить? (от Обозерской до Конёво ехать примерно 4 часа, - ред.) У нас всего один трактор лесопожарный, вот его туда-сюда таскаем, то тут горит, то там горит. Нет техники специальной для тушения пожаров. А без техники в лесу ничего не сделать. Лопатой мох не пробить. Ранцевый опрыскиватель есть. Но где в лесу вода? Люди выдохлись уже, человек же не машина. День и ночь работаем. Мало что получается, но стараемся всеми силами держать огонь. А там, где нет дорог, так там не попасть, бесконтрольно там горит.
- Да, но зимой, кажется, много говорили о воссоздании регионального отделения Российского общества лесоводов. Вы слышали о такой инициативе?
- Да, я слышал об этом. Ну и где то общество? И какой от него толк-то будет? Одна говорильня, что ли? Я считаю, что надо снова воссоздать лесную охрану, чтобы был лесничий, помощник лесничего, мастера, лесники. И вообще надо вернуться к той системе, которую разрушили. Но сделать это будет очень сложно. Разрушить - проще всего. Я слышал, что в Вологодской области пошли по другому пути: там лесхозы не стали разрушать. Там оставили всё как, было, просто добавили для госконтроля штат, несколько человек, государственных лесных инспекторов, всё остальное осталось и функционирует. Но у нас-то сделали совсем не так. Смотрите итоги прошлого года, какие были пожары в прошлом году? Почему не извлекли уроки? Всё опять отпустили на самотёк, а сейчас пожинаем плоды.
Молодёжь остаётся в городах
- А какие функции лесничий выполнял в советское время?
- Лесничий в лесу был полный хозяин. Он и культуры лесные садил, и за лесом ухаживал, и отводы лесосек делал, и руководил тушением лесных пожаров, в общем, это был настоящий хозяин, который абсолютно всё делал: и контролировал, и занимался хозяйственной деятельностью. Сейчас же, к сожалению, хозяйственная деятельность заброшена, просеки лесные зарастают, лесными культурами никто не занимается, ухода за лесами нет. А тушение пожаров наглядно показывает, что мы дошли до крайней точки. Больно даже обо всем этом рассказывать. Сгорели лесные культуры, ну ёлки-палки, мы столько времени их растили, растили, создавали, и на тебе - в одночасье всё сгорело. Разве не больно на это смотреть? Конечно, больно.
- Как можно изменить ситуацию?
- Надо восстановить систему, которая доказала многолетнюю эффективность. Надо прибавлять зарплату лесничим. Мастер получает 8-9 тысяч рублей в месяц. Кто-то получает по 50-60 тыс. рублей, сидит в городе штаны протирает, а тут человек каждый день находится в лесу, нужно что-то с собой положить в сумку, какой-то кусок хлеба. А у него семья. Это разве дело? Надо эту профессию делать престижной, чтобы в лес пошла молодёжь. А почему она не идёт? Из-за отсутствия социальной сферы. Лес ведь находится вдалеке от цивилизации, в лесных посёлках и еще плюс низкая зарплата, кто пойдет? На лесничих у нас учат в АГТУ (теперь в САФУ,-ред.), там есть лесохозяйственный факультет, который каждый год выпускает специалистов, но никто в лес из этих выпускников не едет. Все пытаются остаться в городе из-за отсутствия престижности.
Досье
Василий Зяблов, 64 года. Мастер лесного хозяйства северного участкового лесничества. Закончил Ленинградскую лесотехническую академию. Женат более 37 лет, трое детей.
Смотрите также:
- Куликов-Кулибин. Бывший военный лётчик знает, как спасти лес →
- Деревни Архангельской области могут остаться без дров →
- «Надеемся на дождь». Пожары в регионе не утихают →