Куда бы ни обращался бывший военный летчик-инжинер, изобретатель Владимир Куликов со своей методикой лесосбережения, едва ли не пальцем у виска крутят. Но, возможно, будущее именно за такими, как он, одержимыми разными идеями, людьми?
«20 лет назад я пытался наладить производство вездеходов на пневматиках низкого давления, но тогда они были мало востребованы, да и народ был бедноватый, а сейчас этот транспорт пользуется повышенным спросом, - вводит в предысторию Владимир Дмитриевич и добавляет. - Я – конструктор, я всё время что-то изобретаю, ум так сложен. Меня же всю жизнь Кулибиным звали».
«Лысая» земля
«Прочитал в вашей газете, что архангельский лес уничтожается в основном чёрными лесорубами. Я не согласен. Лес уничтожается промышленниками, а лесорубы - это так, мелочь. И вырубается лес бездарно, варварски, практически вся область уже вырублена, - переживает Владимир Дмитриевич. - Если вы заведёте в Гугле «Земля вид сверху», вы увидите все эти проплешины. Я всю жизнь посвятил авиации, я первоклассный военный лётчик. А сейчас я пенсионер, всё время посвящаю рыбалке и охоте. Хожу по лесам, вижу, как беспощадно он у нас уничтожается, больно на всё это смотреть.
Мне дед один рассказывал. Раньше, прежде чем срубить дерево, его простукивали топором. Проверяли, качественная или нет древесина? Потом завозили воду бочками, делали желоба, когда лес валили, по этому жёлобу его переправляли». Владимир Куликов так подробно описывает, что прямо видишь - сучья обрубаются, остаются на земле, а когда подходит техника, уничтожает подростковый лес, нарушает почвенный покров. Эти уничтоженные площади бросают, забывают о них, они зарастают травой. В сухое лето здесь - идеальные условия для пожара. «У нас есть организации, которые должны восстанавливать лес, но его реально никто не восстанавливает, - сокрушается он.- А вырубленные таким способом леса восстановятся через 100 лет. Но это ещё не всё. Ведь бывает так, что деревья вырубают, складывают, потом из-за распутицы или других неблагоприятных условий его не могут сразу вывезти, и эти завалы бросают. Но так как эти участки нужно сдавать проверяющим, то территория начинает зачищаться так: приходит бульдозер, выкапывает яму, туда - эти завалы, и яма засыпается землёй. Разве можно так обращаться с природой?»
Идите …за грибами
О неугомонном конструкторе знают все чиновники и руководители «лесных» направлений области. И везде отмахиваются. Как от назойливой мухи. «Однажды пришёл к одному высокопоставленному чиновнику, а его не было на месте, - рассказывает Владимир Дмитриевич. - Я вышел из кабинета. Смотрю - идёт. Случайно услышал его разговор с секретарём, мол, сейчас придёт этот Куликов, и ведь с ним надо говорить о чём-то, а мне завтра в Москву с отчётом лететь…Мне неловко стало. Но я всё равно зашёл, потратил его драгоценное время». Два года назад министр природных ресурсов тоже принял его, и даже похвалил за идею, но спустил с небес на землю. «Затратное это дело, - сказал министр. - денег у нас нет». У Куликова и тут ответ готов: «Деньги можно найти. К примеру, ввести штрафные санкции за неправильную заготовку леса». В САФУ его разработку тоже не восприняли всерьёз, посоветовали не заниматься ерундой, а лучше идти в лес, собирать грибы. К слову, когда в Архангельске проходил лесной форум, Куликов прорвался к экс-главе Рослесхоза Виктору Маслякову, и даже успел донести последнему свою позицию, мол, лес, конечно, нужно заготавливать, но пора бы уже начать применять новые технологии. О том, какие технологии, рассказать не успел, зато… услышал о них с высокой трибуны. Виктор Масляков предложил создать на базе СевНИИЛХа технопарк, где могли бы заниматься научными исследованиями и реализовывать свои идеи талантливые молодые учёные и студенты САФУ. Но Куликову не жалко: пускай берут его идею, ему не нужны ни деньги, ни слава, лишь бы в лесу не хозяйничали так варварски, как сейчас. «Как я понял, цель всех, кто работает в лесной промышленности, - БИОМАССА, а что останется после них, это мало кого волнует», - горячится он.
И полетит дирижабль
«Так в чём состоит Ваше изобретение?» - интересуюсь. «Ах, да!», - спохватывается. И подробно, взахлёб рассказывает. Не хочется разглашать идею конструктора, вдруг украдут. Одно из составляющих изобретения - дирижабль. Именно дирижабль, который будет «вести» фотосъёмку леса.
В дальнейшем, по его словам, при использовании дирижаблей значительно снизится себестоимость заготавливаемой древесины. И далее цитирует специалиста из НПО «РосАэроСистемы», который тоже видит перспективы: «Создание транспортных дирижаблей - вопрос времени. Второй год мы работаем над самым большим в истории воздухоплавания дирижаблей грузоподъёмностью 180 тонн, который будет «съедать» топлива в семь раз меньше, чем самолёт и в 15 раз меньше, чем вертолёт».
Всё у изобретателя продумано до мелочей: и то, как после «работы» дирижабля, вылетают на место вырубок вертолёты, и то, как вырубаются деревья без отходов: кору отдельно, хвою отдельно и всё идёт в дело, и даже то, каким образом каждое дерево после специальной сушки обматывается целлофаном, а главное - «подростки» живут себе и тянутся ввысь. «Мне ведь что нужно-то, чтобы мне помогли бизнес-план написать. Это несложно, даже студент смог бы. И изобретение своё я не смогу запатентовать, так как я частное лицо, не опираюсь на научно-исследовательские организации. Но меня никто не слышит», - сетует Владимир Дмитриевич. И снова напоминает про вездеходы, которые когда-то были невиданным «зверем».
«А за лес надо бороться. Нельзя его бездумно уничтожать. Это же лёгкие планеты. 21 век на дворе. Пора уже начать применять новые технологии» - не отчаивается он.
Может быть, всё-таки найдутся такие же неравнодушные люди, и вместе они пробьют закостенелое сознание тех, от кого зависит наше будущее? И полетит тогда дирижабль над архангельскими лесами.
Досье:
Владимир Дмитриевич Куликов, 60 лет, лётчик-инженер, сейчас в запасе. Освоил 7 типов самолётов, последний - МиГ 31. Увлечения: охота, рыбалка, фото.