Владимир Николаевич проработал ректором Поморского государственного университета (а сначала педагогического института) 21 год. Владимир Булатов очень много сделал не только для университета, но и для города. Он активно налаживал связи с зарубежными университетами, историк по образованию, он написал книгу об адмирале Кузнецове в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей», пять томов о Русском Севере, был главным редактором тома «История Архангельского Севера» Поморской энциклопедии и многое, многое другое.
Мы, журналисты, запомнили его как живого, интересующегося всем, приветливого, динамичного, открытого для общения человека. Мобильный номер телефона ректора Булатова был едва ли не у каждого из нас.
Плясал и пел как шаман
Дочь Елена Роснер:
«Воспоминания дочери об отце всегда субъективны. Поэтому я ограничусь описанием той картины жизни, которая осталась в памяти сердца и, возможно, повлияла на меня.
Одни из первых отчётливых детских воспоминаний связаны с любимым временем суток отца – утром. Утро было для него самым светлым и плодотворным временем. Вставал он ни свет ни заря в бодром настроении и с ясной головой. В своё время мы жили недалеко от набережной, и он часто отправлялся туда на пробежку. Мне очень нравилось, когда отец брал меня с собой. Помню, как зябко было выбежать на ещё сонную Павлиновку и при этом приятно от сознания, что все остальные малыши спят ещё в своих кроватках, а ты участвуешь во взрослой жизни.
Режима с ранним подъёмом отец придерживался всю жизнь. Со временем, однако, физкультуру он заменил на занятия за столом с книгами и ручкой. Утро оставалось самым продуктивным временем для него – для написания научных трудов. Времени на поддержку формы, здоровья уже, к сожалению, не было».
Дочь Виктория Булатова:
«Родился папа в 1946 году в румынском городе Крайова. Он так и не нашёл ответа на вопрос: «Что там делали родители?»
Николай Федотович Булатов, родом он из Шенкурского района, познакомился со своей будущей женой, Марией Васильевной Татарской, на фронте. Они поженились в День Победы 9 мая 1945 года. Поэтому мой отец называл себя с великой гордостью «дитя Победы»
Уже с самого детства он не боялся труда – первая работа была в четвёртом классе. Учительница устроила папу в пионерский лагерь, но не отдыхать, а работать. Папа трудился водовозом. В пионерлагере ушёл в запой истопник, и папе поручили колоть огромные, в человеческий рост чурбаны для печки.
Отец служил в армии. До службы характер его был невыдержанным, даже бунтарским, и папа благодарил армию за то, что, по его выражению, у него там «кислую шерсть вымнули».
С самого детства я помню рассказ отца об экспедиции в Арктику. Там он сломал руку и долгое время ходил в гипсе по пояс. Но самое яркое впечатление для него тогда было – это встреча с медведицей. В экспедиции он был поваром. Однажды, готовя обед для своей команды, увидел белого медвежонка. Решив с ним поиграть, он не предвидел возможной опасности – матери-медведицы. По его словам, когда она подняла на него лапу, у него вся жизнь пробежала перед глазами. Лишь секунды отделяли его от смерти. Но он вспомнил, что аборигены исполняли ритуальный танец, чтобы отпугнуть диких зверей. Схватив поварёшки, он стал, как шаман, плясать и петь, чем озадачил медведицу, которая вскоре ушла прочь. После этого отец говорил, что родился в рубашке.
Папа говорил, что мы – БУЛАТОВЫ, фамилия у нас говорящая: от слова «булат», у нас внутри стержень».
Котлеты из сороги
Вдова Людмила Булатова:
«Семнадцать лет я была рядом с Владимиром Николаевичем. Я благодарна судьбе, что жила в браке с таким умным и достойным человеком. За годы нашей совместной жизни он, не жалея своих сил, много работал во благо университета, писал, творил, за что был отмечен наградами.
У Владимира Николаевича были золотые руки. Он умел плотничать, великолепно готовил котлеты из ершей и сороги, которых сам ловил на удочку. Я кулинар, но так как он такие котлеты не делала. Он отлично собирал грибы. Очень быстро колол дрова. Любил на даче разгребать снег – не затоптанный, пушистый.
Правильно говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Не будь Владимир Николаевич ректором, не будь историком, он нашёл бы себе применение в жизни, проявил бы себя каким-нибудь другим образом».
Доцент кафедры политологии и социологии ПГУ Анатолий Сёмин:
«В 1968 году на нашем историко-филологическом факультете Архангельского педагогического института появилась группа историков-первокурсников, очень дружная, сплочённая, увлечённая наукой, общественной жизнью.
Несомненным лидером этой группы стал только что отслуживший в армии старшина срочной службы Владимир Булатов. Не очень гладко говорящий, с неброской внешностью, он обладал какой-то мощной внутренней энергией. Что-то заставляло даже нас, уже закалённых старшекурсников, прислушиваться к его мнению, выполнять его просьбы. Наш мудрый декан сумел разглядеть в первокурснике эти качества, и в скором времени Булатов стал секретарём комсомольской организации историко-филологического факультета, а затем – секретарём комитета комсомола педагогического института».
«Средства нужней университету»
Член попечительского совета ПГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Левачёв:
«Почти сорок лет мы были вместе. Я знал Булатова, как человека, который никогда не подводит: если что-то обещает, то обязательно сделает. Особенно сильно в нём проявлялось желание помогать всем, кого обидела судьба, в первую очередь это касается детей из социально незащищённых семей. Сколько раз как президент Коношского землячества я лично обращался к нему с просьбой оказать помощь детским домам или детям из малоимущих семей и ни разу не получил отказа.
Булатов был образцом скромности. Достаточно сказать, что он не соглашался на ремонт своего кабинета, мотивируя это тем, что средства более нужны университету, и отдавал их на ремонт аудиторий».
По материалам книги В. Базаркиной «Наш Владимир Булатов»
Смотрите также:
- Учительнице Зинаиде Бергман почти 80 лет. И она до сих пор занимается переводами →
- Афганец Александр Чужайкин о дедовщине, патриотизме и мультфильмах →
- Житель Коряжмы отыскал могилу своего деда в Польше →