Александр Кирилов: «Природа умнее нас»

Туристы на Северном полюсе в 2018 году. © / пресс-служба национального парка «Русская Арктика»

О том, что ещё не изучено на Северном полюсе, вывезены ли «нефтяные» бочки и сколько российских туристов посещает вечные льды, мы поговорили с директором национального парка «Русская Арктика» Александром Кириловым.    
   

Ждём Конюхова

- 15 июня нацпарку исполнилось 10 лет. Чем вы сейчас заняты?

- Летом у нас начинается самая горячая пора - это полевой сезон. Уже уехала первая группа на Землю Франца-Иосифа. Учёные будут там изучать места распространения нефтепродуктов в мёрзлых грунтах, участвовать в работах по ликвидации нефтепродуктов, а также продолжат исследования распределения их в почвах Арктики в целом.

Кроме того, в бухте Тихая на острове Гукера продолжатся работы по восстановлению исторического облика первой советской полярной станции в Арктике, которая в этом году отмечает 90-летие.

- Я прочитала, что на острове Гукера будет открыт визит-центр. Что это такое?

- Непосредственно на полярной станции, в восстановленном здании, туристы теперь смогут ознакомиться с историей острова, станции, архипелага Земля Франца-Иосифа.

- То есть туристы едут в Арк­тику?

   
   

 -Да, и, насколько я знаю, билеты на круизные лайнеры на лето все проданы. Интерес к Арктике очень высокий, настолько, что планируется строительство специальных круизных лайнеров арктического класса. В этом году к нам зайдут два туристических рейса из-за того, что в канадском архипелаге Арк­тики тяжёлые условия. Туристы не смогут посетить там, где планировали, интересные места, но на территории Русской Арктики всё то же самое: такая же дикая природа, которую мы поддерживаем в первозданном виде.

А вообще туроператоры традиционно предлагают пакет - это посещение Северного полюса и архипелага Земля Франца-Иосифа. Обычно в списке обязательных мест значится более 15 островов: остров Джексона, Галля, Гукера, Нордбрук, Белл и другие. Есть места, где разрешены высадки туристов с оборудованными экологическими тропами. Есть места, где разрешён лишь осмотр местности с лайнера. Как правило, это птичьи базары, лежбища моржей. В этом сезоне гостем одного из круизов станет Фёдор Конюхов. Он планирует достигнуть Северного полюса, а также пройти водами Арктики к самой северной точке России - легендарному архипелагу Земля Франца-Иосифа.

За период выполнения работ было собрано и утилизировано более 6 тыс. тонн отходов производства. Фото: пресс-служба национального парка «Русская Арктика»

Тает лёд

- В 2012 году президент России Владимир Путин поставил задачу прибраться в Арктике. Прибрались? Все ли нефтяные бочки вывезены? И куда их, кстати, везут?

- Бочек нет уже давно, с 2013 года. Могу сказать, что процентов на 90 Арктика чистая.  Мусор вывозили и вывозят в Архангельск, а дальше он утилизируется по видам. Металл идёт на переплавку, нефтешлаки - на переработку, в Северодвинске есть предприятие, которое этим занимается. Всё остальное - не нефтезагрязнённое, то, что можно использовать, идёт в дальнейшую утилизацию.

- Каким образом сохраняется и приумножается флора и фауна?

- Искусственно мы не приумножаем, природа умнее нас. Адаптационные механизмы природы не до конца ещё изучены. То, что они существуют, мы это знаем наизусть, под любое изменение природа подстраивается, и эти адаптационные механизмы - предмет для исследования ведущих биологических институтов России. Мы понимаем, что изменение климата у нас происходит всегда, это процесс, который идёт в вялотекущем режиме.

- Лёд тает?

- Лёд тает, лёд также может и нарастать. Десять тысяч лет в Арктике всё было подо льдом, и такой климат убил, например, северных оленей на Земле Франца-Иосифа. Но природа адаптирует и приспосабливает те виды растений и животных, которые есть. Медведи, например, переплывают в другое место. Среда обитания белых медведей - это морской лёд. Но когда они оказываются на суше, едят всё подряд: птиц, птичьи яйца, ламинарии, которые выносит прибоем. Это не типичная еда для медведей. Но они чувствует себя нормально. И уровень гормона стресса в крови показывает при исследованиях, что всё хорошо. По большому счёту, мы слишком много про них думаем, у них всё нормально. Ну не будет льда, они уйдут выше к Северному полюсу. Так что, действительно, природа умнее нас.

Досье

Александр Георгиевич Кирилов родился в Архангельске в 1982 году. Окончил ПГУ по специальности «учитель географии и биологии». Работал в международном проекте ТАСИС «Повышение качества питьевой воды в Северо-Западном регионе России». С 2008 года работал в Госэкоинспекции по Архангельской области. Организовал и возглавил несколько экологических экспедиций. С июля 2017 года - директор национального парка «Русская Арктика». Не женат, воспитывает сына.

Цифры

Только 5 % россиян побывали туристами в Арктике. Цена слишком высокая: от 600 тыс. рублей до 2 млн рублей за тур (на 2 недели).

Смотрите также: