Плачущий ангел. «Арабская весна» пьёт кровь из христиан Ближнего Востока

На вопрос, как он относится к мусульманам, ливанец Иосиф пожимает плечами. «А как ты сам думаешь? С одной стороны, они наши соседи. А с другой - мы друг друга резали 15 лет». Проезжаем Джунию, пригород Бейрута: вдоль дороги целыми рядами выставлены на продажу деревянные статуи ангелов. С давних времён местные резчики славятся своим искусством - за ангелами сюда приезжают священники всех церквей Ближнего Востока. Иосиф прижимает к губам крест, шепчет молитву: «Я смотрю на Сирию и каждый день прошу Христа: только бы беспорядки не перекинулись к нам!.. В Ливане спичку брось - сразу всё взорвётся. Вон на нашем севере уже воюют боевики-сунниты и алавиты - сторонники президента Сирии». - «А если перекинутся?» - «Иисус всегда поможет своей пастве. Ну а если нет, у меня в подвале имеется автомат Калашникова».

   
   

Монахи в подвале

…На КПП въезда в Ливан из Сирии дикое столпотворение, большинство беженцев - христиане. 28-летняя Евхаристия вместе с тремя детьми бежала из города Эль-Кусайр, куда вошли боевики-исламисты: местных приверженцев Иисуса под угрозой расстрела в трёхдневный срок заставили покинуть свои дома. «Это апокалипсис, - устало говорит Евхаристия, открывая дочке бутылку воды. - И я, и мои дед с бабкой родились в Сирии, но сегодня нас гонят отсюда прочь - за то, что мы молимся Христу, а не Мухаммеду».

- Ходят слухи - возможно, власти раздадут христианам оружие, - вздыхает отец Матфей, священник Сирийской православной церкви. - Мы не хотим ни с кем воевать, однако ситуация накаляется с каждым днём. Месяц назад жестоко избили двух священников в Хаме. В Алеппо у христианской школы взорвали бомбу - слава Господу, обошлось без жертв. Сотни наших единоверцев погибли, 200 тысяч христиан покинули Сирию. Один человек сказал мне: «Христиане продают квартиры, но никто не покупает. Зачем? Очень скоро мы получим их даром». «Арабская весна» пьёт нашу кровь.

За ангелами сюда приезжают со всего Ближнего Востока. Фото автора

Проводя меня по узким улочкам дамасского квартала Баб-Тума, отец Матфей показывает на статуи Девы Марии у порогов домов и железные кресты на ставнях. Эта земля - колыбель христианства, и верующие в Иисуса испокон веков жили здесь. Почти все двери заперты - после боёв в Дамаске жители Баб-Тумы предпочли отсидеться в Ливане.

В Хомсе (городе к северу от Дамаска) с февраля идут сражения, обстановка похожа на ад. Боевики изгнали ВСЕХ христиан из квартала Аль-Хамидия, церкви пусты и разграблены, на воротах храмов щербины от осколков. Лишь рядом с церковью Святого Антония в подвале живут два старых монаха. «Господь посылает нам испытание, - глядя сквозь толстые стёкла очков, сурово объясняет мне 82-летний брат Феодор. - И я отсюда никуда не уйду - если суждено умереть в храме, пусть здесь и будет моя могила». Христианский квартал мёртв - о тех, кто там жил, напоминают лишь валяющиеся среди мусора иконы и распятия на стенах пустых квартир. По статистике, среди сирийских христиан больше людей с выс­шим образованием, чем среди мусульман, множество учёных, успешных бизнесменов. Никто не думает: что будет со страной, когда они уедут? Христиан планомерно «выдавливают» по всему Ближнему Востоку.

«В России не ждут»

                                                               
Справка
Христианский апокалипсис. Из 60 000 христиан Ливии (в основном они проживали в городах Тобрук и Бенгази) во время гражданской войны около половины покинули страну. 100 000 христиан уехали из Египта после свержения диктатуры Мубарака. 350 000 христиан (почти вся община!) в 2003-2011 гг. бежали из Ирака. В Судане этой весной (ввиду распада страны) власти объявили о лишении 500 000 христиан гражданства и высылке их на юг республики, ставший независимым государством. В Тунисе - стране, где первой расцвела «арабская весна», - участились поджоги церквей, а в июле в Интернет попало видео: мусульманину, перешедшему в христианство, исламские фанатики отрезают голову. После этого треть из 25 000 тунисских христиан заявили в телеопросе, что не видят в Тунисе своего будущего.

- Я копт - египетский христианин, - рассказывает Макарий Юнус, недавно переехавший в Бейрут из Александрии. Дабы убедить меня, он демонстрирует татуировку креста на запястье. - От всей души скажу: провались в ад эта арабская революция! Да, Хосни Мубарак был диктатором, но нас никто не трогал. Сейчас что ни день, то «праздник». На Рождество взорвали церковь в Александрии, 25 человек погибли. С тех пор столкновения с мусульманами стали нормой. На днях в городке под Каиром дрались целые районы, стенка на стенку, лишь потому, что одному мусульманину плохо погладили рубашку в христианской прачечной. Священники призвали прихожан быть готовыми к исходу из Египта. Я решил не ждать войны и прилетел сюда, в Ливан. Сейчас жду визу беженца, чтобы уехать в Грецию. Копты обращались и в посольство России, но нам дали понять: в вашей стране христиан из Египта никто не ждёт.

Между тем турагентства Великобритании и Германии выпустили предупреждение: находясь в Египте, туристам не рекомендуют носить… нательные кресты, чтобы «не провоцировать экстремистов». А исламистская партия «Нур» внесла в парламенте Египта предложение обложить коптов налогом за право исповедовать свою веру. В последние годы христиане Сирии, Египта, Ирака живут как на линии фронта. Их убивают, насилуют, грабят, гонят из своих домов. Но репортажей по CNN и «Би-би-си» на эту тему нет. Главное, что победила демократия.

...Иосиф останавливает машину. Я подхожу к ангелу на обочине дороги, внимательно рассматриваю статую. «Хочешь купить? - спрашивает владелец мастерской. - Бери со скидкой, у меня распродажа. Закрываю бизнес и временно уезжаю - пока в соседней Сирии война, я боюсь за  ­семью». Я обращаю внимание, что на щеке у ангела вырезана слеза. «А что тут удивительного? - вздыхает скульптор. - Такое время, что ему только и остаётся плакать. Как и всем здешним христианам».

   
   

Смотрите также: