В плавание отправились яхты «Викинг», «Никита», «Мустанг» и другие.
Экспедиция проходила по инициативе областного правительства и министерства по региональной политике и местному самоуправлению Архангельской области и была направлена на поддержку некоммерческого сектора, развитие патриотического воспитания среди жителей Поморья, любви к своей малой родине, а также повышение спортивного мастерства занимающихся парусным спортом и выявление талантливых яхтсменов.
Трагедия Соловецкого лагеря
Журналисты, в числе которых был я, практикант «АиФ в Архангельске», освещавшие это событие, прибыли на Соловки седьмого августа.
Острова встретили нас тёплой погодой. Подъехав к причалу, мы познакомились с яхтсменами. Яхтсмены были всех возрастов: от матёрых опытных мореходов, до совсем молодых, ещё не просоленных морским ветром. Например, тринадцатилетний юнга Роман Горбач в море впервые, однако ходить под парусом для него не в новинку. Яхтенным спортом он занимается вот уже восемь лет и море для него - просто интересное приключение: «В начале пути нашу яхту не раз сильно качало, но страшно не было», - смело говорит юнга.
После встречи с журналистами яхтсмены приняли участие в митинге, посвящённом дню памяти жертв политических репрессий. Трагедия Соловецкого лагеря особого назначения затронула многие национальности мира, именно поэтому в мероприятии участвовали не только россияне. Кроме наших соотечественников погибших вспоминали гости из Польши и Украины.
Вынесли мешки мусора
Восьмого августа яхтсмены участвовали в акции "Свеча памяти", проходившей на Секирной горе. На «Секирке» была построена Соловецкая Тюрьма Особого Назначения: аббревиатура СТОН вполне оправдывала это ужасное место. Она была штрафным изолятором СЛОНА, куда сажали за любые провинности, побег или подготовку к побегу. Провожая провинившихся на «Секирку», заключённые навсегда прощались с ними – оттуда мало кто возвращался.
Спали несчастные прямо в храме, одежду на ночь забирали, поэтому было жутко холодно. Укладывались спать штабелями, но это не спасало: люди, спавшие внизу задыхались, а верхние замерзали насмерть.
Поднимаясь в гору, мы прошли мимо братских захоронений. То тут, то там среди деревьев мелькали кресты. Сейчас они облагорожены и освящены молитвами, только вот многие могилы ещё не найдены.
Вечером того же дня для участников Дня памяти был организован круглый стол. Несмотря на жуткий проливной дождь, яхтсмены всё-таки добрались до назначенного места. В рамках встречи выступали руководители делегаций. Время было ограничено и его очень не хватало, каждый из участников хотел высказаться и, естественно, выступающие не укладывались в отведённые десять минут.
Основной нашей целью была очистка островных берегов от мусора. И хотя, по словам яхтсменов, побережье в этом году чище, чем обычно, работа предстояла серьёзная. Соловки привлекают к себе паломников и туристов со всего мира и это, увы, отрицательно сказывается на экологии архипелага. Однако местные жители тоже вносят свою лепту в загрязнение островов.
Яхтсмены отнеслись к уборке берегов от мусора как к весёлому приключению. Разбирая мешки и расходясь по берегу, они весело перешучивались. Картина перед участниками экспедиции предстала удручающая: мусор в иных местах скапливался целыми кучами, но «глаза боятся, а руки делают», и вот уже наши «уборщики» возвращаются, неся на плечах под завязку забитые мусорные мешки.
«Такие экспедиции бывают не часто, и большая удача участвовать в них - лишний шанс и себя проверить, да и молодым море показать», – говорят яхтсмены.
Не обошлась экспедиция и без традиционных ритуалов. Молодых яхтсменов, в первый раз прошедших по морю, искупали, столкнув прямо с причала, и дали испить солёной воды. Несмотря на то, что вода была холодная, они с радостью прошли этот своеобразный обряд.
Лазурное Белое море
Больше всего мне запомнился выход в открытое море. Ни с чем не сравнить ощущение, когда на горизонте замечаешь белую пену на вершине большой волны. Криком предупреждаешь яхтсменов и сам готовишься к встрече. Нос яхты резко поднимается, а после она стремительно ныряет вниз с гребня волны.
Увы, морская живность на этот раз глаз не радовала, лишь изредка пролетит чайка, а один раз вдалеке плеснулась белуга. Тем не менее, путешествие было интересным. Это только непосвященному кажется, что море однообразно и скучно. Оно меняется ежеминутно – то затихает, то опять набегает волной. Кажется, что оно живет своей собственной жизнью, будто огромное животное. И в его просторах чувствуешь себя одновременно незначительным и сильным, способным бросить вызов пучине.
«Погода в этот раз была далеко не лучшая. Ветер не дотягивал и до трёх баллов, но зато часто менял направление. Возвращаться с Соловков было намного хуже, чем плыть к ним. Но хорошо, что в шторм не попали! - говорит Степан Дроздов, помощник капитана на яхте «Викинг», - у нас в семье династия яхтсменов, мой сын Дима занимается с шести лет, и вот уже который год радует медалями. В этом году он учувствует в первенстве России по парусному спорту в Петербурге».
Завершилась экспедиция одиннадцатого августа. Причём все яхты пришли в разное время. «В море сложно договориться о точном времени прибытия, когда идёшь под парусом, – говорит капитан «Викинга» Андрей Корельский, – тебе ветер может помогать, а другой яхте, которая вроде бы и недалеко, он мешает».
Когда яхта «Викинг» входила в дельту Двины, на ней забарахлил GPS-навигатор, но опытных яхтсменов это нисколько не смутило. Они ловко маневрировали между мелями, ориентируясь по береговой линии. Техника может подвести, а знания и умения яхтсменов никогда не подводят.
Смотрите также:
- «Продавец приключений». Путешественник о Европе и Архангельском Севере →
- Вячеслав Орлов: Разноцветные паруса - лучшее украшение для Набережной →
- «Злые не задерживаются». Шпицберген: норвежский или русский? →