Два года назад жительница деревни Азополье, что в Мезенском районе Ида Афанасьевна дома открыла свой собственный музей. «Как это, зачем? - искренне удивляется она.- Чтобы люди не забывали свои корни». За 2 года чего только ни нанесли местные жители в музей: прялки, одежду, утварь разную. А сама Ида Афанасьевна - универсальная музейщица: она и экскурсовод, и уборщица, и охранник.
«Жизнь женщины-крестьянки»
- Расскажите, с чего всё началось?
- Когда я осталась одна без мужа, занялась рукоделием. Вначале лоскутным шитьём, потом вязаньем. А несколько лет назад пришла идея создать свой домашний музей. Назвала его «Жизнь женщины-крестьянки в быту в конце XIX- начале XX веков». Теперь ко мне приезжают посетители не только со всей области, но и жители Москвы, Санкт-Петербурга и даже заграничные гости: из Англии, Барселоны и Германии.
- Сколько стоит билет?
- Никакой цены я не устанавливала. Дали что-нибудь – хорошо, а нет, так и на том спасибо, что музей мой посмотрели!»
- Ида Афанасьевна, а как о вашем музее узнают?
- Я даже не знаю. Но обо мне знают, мне звонят, приходят. В прошлом году даже на международный форум по туризму пригласили. Наверное, люди друг через друга узнают. Понимаете, вот мы, старшее поколение, всё это знаем и помним. А вот молодёжь не имеет никакого представления о том, как жили их предки, какими вещами пользовались в быту, и как вообще было обустроено домашнее хозяйство. Но при этом им очень интересно узнать об этом. Отсюда и интерес к подобным музеям и выставкам. Я ведь тоже когда свой музей создавала, хотела молодёжи показать то, как мы жили. Ну и конечно, мой музей – моя отдушина!
«Ничего не продам!»
- А где вы берёте свои экспонаты, и есть ли среди них вещи со своей, особенной историей?
- Часть экспонатов моя, а часть отдали односельчане. Я сама ходила по домам и просила. Люди соглашались. Причём, абсолютно всё мне отдавали совершенно безвозмездно. Вот, кстати, был у меня патефон. А потом мне отдали пластинки к нему с речью Сталина на конгрессе. Каждый раз, когда я проводила экскурсии, я включала его. Особенно это нравилось иностранцем. Ещё бы! Услышать голос Сталина. Но вот недавно в нём лопнула пружина. Здесь его никто подчинить не может. Говорят, надо в Архангельск везти. А вообще у меня очень много всего: одежда, утварь. Вот, например, раньше женщину учили работать за прялкой с раннего детства. И у меня в музее есть прялки, подходящие для совершенно разных возрастов. Вся домашняя утварь, собранная в моём музее, сделана своими руками.
- А не страшно всё это хранить в своём доме? Не докучают скупщики старины?
- Знаете, в последнее время я действительно стала опасаться. Особенно по осени, когда темно, становится как-то не по себе. По деревням нынче всё чаще ходят скупщики, просят продать ту или иную вещь. Но я всегда говорю: «У меня ничего не продаётся! Всё что есть, это только для музея!» А недавно у нас в деревне история была. Я в окно увидела, как с соседнего дома, где никто не живёт, какие-то неизвестные люди снимают рога, украшающие крышу. Я тут же позвонила соседу. Мы догнали парней, снявших рога. Оказалось, что они их просто хотели украсть. Но, испугавшись, вернули их на законное место.
- Вот сейчас все ищут национальную идею. А как вам кажется, что нас может объединить?
- Самое главное – это корни. Сегодня молодёжь ничего не знает о своих корнях, своей родословной. А мне кажется, это обязательно нужно знать и помнить. Именно это объединяет и даёт силу. И вот у нас здесь в деревне и в музее всё чисто русское, настоящее. Нужно сохранять традиции и передавать от поколения к поколению, тогда и страна наша будет сильной.
Досье
Иде Афанасьевне Максимовой 68 лет. Она родилась и выросла в деревне Азополье в большой и дружной деревенской семье. 16 лет руководила фольклорным ансамблем. Всегда любила заниматься рукодельем.
Смотрите также:
- Нужен ли нам Сталин? Жители Поморья об установке памятника «вождю народов» →
- «Чудак Иосиф». Где на самом деле место Сталину? →
- Неродное гнездо →