В Архангельске вышла книга «Архангельский архитектурно-этнографический музей «Малые Корелы». Строительство и становление» Лидии Бострем, одной из основательниц уникального музея под открытым небом, который известен во всём мире.
«Это был престиж страны»
- Вы 30 лет возглавляли музей. Какова была цель его создания? Что это были за годы для Вас в плане личном и в плане государственном?
- Сразу после войны правительство приняло постановление - провести ревизию всех памятников истории культуры. Было решено, что сохранившиеся памятники деревянного и каменного зодчества нужно отреставрировать, привести их в божеский вид и передавать их в учреждения культуры.
Инициатива создания этого музея принадлежала Министерству культуры СССР. Оно тогда планировало создать в Союзе три таких музея: под Таллинном, под Киевом и под Архангельском. А наша область - одна из самых крупных в России, и здесь очень много памятников. Север так и называли - жемчужиной деревянного зодчества. Поэтому правительство выбрало нашу область для создания такого музея - здесь было из чего выбирать. Ну а я, тогда ещё работник Общества охраны памятников, была в курсе всех этих дел, тем более что финансирование начиналось через нас. Я пришла туда в 70-м году, а в 71-м году уже приступила полностью к работе с музеем. Наша задача была и деньги контролировать, и общественность привлекать, чтобы как можно лучше построить этот музей. Я чувствовала большую ответственность. Новый музей - это был престиж страны.
Музеи как геологи
- Лет 10 назад много говорили о том, что в музее нужно поставить судоверфь, начать строить лодки, открыть рыбный ресторанчик. Должны ли музеи придумывать, как им заработать, или это дело государства?
- Насчёт лодок - такого категорически нельзя делать. А насчёт ресторанов - есть рестораны китайской кухни, грузинской кухни, пожалуйста, открывайте ресторан русской кухни. Мы ведь, коль этнографический музей, то изучали и русскую кухню. С ней мы даже выезжали дважды за границу, участвовали в норвежско-поморских гуляниях. Но в Малых Корелах нет воды - это, к сожалению, единственный недостаток, и там просто не сделать шикарный ресторан, хотя бы около музея.
Музеи должны обязательно существовать за счёт государства. Музеи - это как геологи, они всё время в поисках, всё время что-то ищут, собирают. А потом уже государство оплачивает работу. И у нас в музеях абсолютно так же - они всё время в поиске. Когда в 1975 году у нас появился новый коллектив научных сотрудников, они сделали 250 экспедиций за 2-3 года. Они только приезжали, отчитывались, экспонаты сдавали - и снова в экспедицию, все кабинеты были пустые. И сейчас у нас в музее самая крупная в России коллекция лодок и колоколов, большая коллекция традиционного северного русского костюма, прялок, предметов быта.
Кружки - бесплатно
- Для кого мы всё это делаем, если, к примеру, восьмиклассники не знают, что такое война? Мы столкнулись с этим 9 мая. Можно ли научить культуре, истории родного края? Каким образом вернуть людей в библиотеки, театры, картинные галереи?
- Это очень большой минус нашему народу, что мы отвергаем всё, что было в Союзе. Держава была мощная и было в ней что-то хорошее. А сейчас многие только ругают прошлое. И нынешней интеллигенции нужно провести анализ - что было хорошее, а что плохое. И хорошее взять на вооружение. Особенно то, что касается молодёжи, детей.
Я отчётливо помню своё детство: Архангельск во время войны был очень голодный город, помню, как вывозили целыми телегами трупы умерших. Мы приходили из школы, знали, что есть нечего, и так, голодные, бросали портфели и бежали заниматься в кружки. Я ходила в хоровой, гимнастический и танцевальный. Потом уже, когда подросла, страна стала понемногу приходить в себя, мы стали ходить на экскурсии, в театры и музеи. Я с детства была приучена к этому. Я считаю, что нужно обязательно ввести кружки, всё наладить. И всё это должно быть бесплатно. Театры могут вывозить мини-спектакли, музеи - выставки. Нужны уроки по краеведению, тоже выездные. Молодёжь нужно занять - насаждать в них духовное.
Досье
Лидия Андреевна Бострем родилась 13 декабря 1933 года в деревне Большая Середка Каргопольского района. Окончила естественно-географический факультет Архангельского педагогического института имени М. В. Ломоносова. С 1970 по 1975 годы работала ответственным секретарем Областного совета общества охраны памятников истории и культуры. В 1975 году стала директором Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», руководителем которого была до 2005 года. Лидия Андреевна - Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Смотрите также:
- «Хочу показать, как мы жили». Что хранится в музее старины у Иды Максимовой? →
- Где место тирану? Архангельск в спорах: нужен ли городу памятник Сталину? →
- Неродное гнездо →