«Если родители позволят ребёнку неуважительно относиться к учителю или позволят «переступить» через взрослого человека сегодня, то завтра он переступит и через родителей», - убеждён журналист из Мурманска Юрий Ерофеев. На телевидении он работает с 1996 года и за это время создал сотни программ и фильмов для детей и юношества.
В этом году на международном кинофестивале стран Арктики «Arctic Open», который проходил в Архангельске, Юрий возглавил коллегию судей в программе «Arctic Open детям». На победу в этой номинации претендуют 11 конкурсных работ из Индии, Канады, США, Великобритании, Швеции и России. Фильмов для детей в нашей стране стало совсем мало. И если советские девочки дружно равнялись на Алису Селезнёву, а мальчики хотели стать похожими на Электроника, то на кого сегодня равняться детям? Что об этом думают кинематографисты?
Без нравоучений
- Юрий, на фестивале столько талантливых работ, можно ли говорить о возрождении детского и юношеского кино?
- В этом году детские фильмы впервые вошли в конкурсную программу «Arctic Open». Говорить о том, что детское кино вновь набирает обороты, преждевременно, но сейчас, по крайней мере, режиссёры стремятся осмыслить, что создаётся для детей, подростков, молодёжи, и придумать что-то своё.
- Какие темы чаще всего поднимают режиссёры детских и юношеских фильмов?
- Даже если смотреть географию участников, можно понять, что темы интернациональны. В каждой стране мира понимают, что, если не вкладываться в детей, будущее страны будет под вопросом. Необходимо уделять этому достойное внимание. Темы фильмов схожи. Например, шведский фильм «Дурная слава» рассказывает о молодом человеке, который подвергается насмешкам среди своих сверстников. Эта тема знакома каждому. Всегда находится кто-то, кого не принимает общество. Независимо от страны. Страны разные - проблемы одни.
Родственная ниточка
- То есть это в основном какие-то узкие темы о жизни детей и подростков?
- Нет, не только. Детское кино может рассказывать и о проблемах мирового масштаба. Вчера смотрели фильм о девочке, которая живёт в долине Кашмир, на границе Индии и Пакистана. Там всегда идут боевые действия, напряжённая военная обстановка. В какой-то момент ей показалось, что именно тогда, когда она закрывает глаза, начинается перестрелка, а когда она не спит - перестрелка затихает. Тогда малышка решает не спать по ночам. Это своего рода притча о попытке ребёнка изменить мир. Очень многие фильмы больше подходят для семейного просмотра. Их стоит посмотреть и детям, и взрослым. В идеале нужно, чтобы после просмотра родители обсудили со своими детьми увиденное. Если нет этого общения, этой родственной ниточки, то тут очень сложно что-то говорить.
- А какие ценности должны транслировать детские фильмы для своей аудитории?
- Я думаю, что любой кинематограф должен побуждать человека становиться лучше или менять жизнь в лучшую сторону. Все ценности тоже интернациональны: семья, любовь, дружба, счастье, здоровье. Это те вещи, которые люди, живя в разных точках земного шара, воспринимают одинаково. В драме «Это не навсегда» рассказаны истории детдомовцев. И как бы ребёнку ни было хорошо, как бы его ни кормили, он всё равно стремится к родителям. Я в своё время делал фильм под названием «Угроза национальной безопасности». Мы снимали несколько таких судеб, и один из героев, мальчишка, которого мы нашли в приюте, сказал, что больше всего на свете хочет к маме. Мы нашли его маму в пьяном угаре под горой грязного белья в неотапливаемой квартире. Эти проблемы существуют много лет и будут существовать.
- Как вы относитесь к патриотическим клубам, где детей чуть ли не с детского сада учат держать в руках автомат? Не перебор ли это?
- Это спорный вопрос. Я считаю, что патриотизм - это когда ты вышел в свой подъезд и не бросаешь мусор куда попало, когда ты убираешь свой двор. А разве это не патриотизм, когда ребёнок приходит в школу и старательно учится, потому что хочет оправдать надежды своих радетелей и учителей? Патриотизм – это гораздо шире. Можно бесконечно говорить о любви к Родине и лежать при этом на диване, а можно пойти и стать волонётром, помочь кому-то или хотя бы предложить помощь.
- Часто говорят, что дети «другие пошли». С чем это связано?
- Родители сейчас пытаются оградить своих детей вообще от всего. Раньше ребёнок в школе дежурил по классу, по школе, участвовал в субботниках. А сейчас как это называют? Правильно, детский труд! А ведь когда ребёнок вкладывается в общее дело, он чувствует себя причастным, чувствует ответственность. А лучшее воспитание - это собственный пример. В первую очередь, ребёнок копирует взрослых, которые находятся рядом с ним. Если сегодня родитель позволит ребёнку неуважительно относиться к учителю или той же техничке в школе, позволит «переступить» через взрослого человека сегодня, то завтра он переступит и через папу или маму.
- Может ли просмотр фильма повлиять на ребёнка, изменить его в лучшую сторону?
- Фильмы рассказывают о жизни. Кинематограф, как и любое искусство, фокусирует наше внимание на каких-то проблемах. Жизнь многообразна, и далеко не обо всём можно рассказать. Но показать какие-то моменты, на которые стоит обратить внимание, это уже большое дело. Я тоже понимаю, что ни один фильм, ни одна программа, ни одна книга или картина не способна кардинально изменить ситуацию, но заставить человека думать - это уже многого стоит. Это служит такой отправной точкой, чтобы меняться.
Юрий Ерофеев, 56 лет, живёт в Мурманске. Журналист, сценарист, член Союза журналистов РФ. Организатор международного фестиваля «Северный характер». Девиз фестиваля - «Спорт, творчество, свобода».
Смотрите также:
- «Сплошной хэппи-энд». Волку запретят курить, Анне Карениной – бросаться под поезд? →
- От безнадёги - к надежде?Александр Любимов готов возродить и снова вести «Взгляд» →
- Директор северодвинского интерната о том, почему нельзя закрывать детдома →