Тракт петровских времен

   
   

О том, как регулярная почта между Архангельском и Москвой появилась на свет, мы расскажем сегодня в нашей рубрике "Машина времени".

Холмогорский почтовый тракт был известен еще в конце 15 века, но освоена была только его часть - до Вологды. Севернее дорога представляла собой почти непроходимый густой лес.

Подтолкнули иностранцы

Первые предложения царю об учреждении почты в Архангельск появились еще в середине 17 века. Новая гоньба (почта), по замыслу канцлера Ордина-Нащокина, должна была способствовать более быстрой доставке правительственных распоряжений в северные города и ответов на них местных воевод. Интерес к регулярной почте проявляли и торговые люди, особенно иностранцы. Иноземные купцы, уезжая на ярмарку в Архангельск, жаловались русскому царю, как бы их письма, присылаемые из-за границы, не залежались в Москве. Правда, позже выяснилось, что часть этих купцов ранее уже уличалась в попытке тайно вывезти золото из Риги с почтой.

Неизвестно, но может быть, именно этот факт помешал учреждению почты еще во времена Алексея Михайловича. И ей было суждено появиться в Архангельске только в 1693 году стараниями молодого царя Петра. Организована она была буквально за месяц, к приезду на Север самого великого самодержца.

Пьяниц в почтальоны не брали

В то время почтовый тракт располагался почти там же, где сегодня проходит автострада Москва - Архангельск: через посад Троицкого монастыря, Переяславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Данилов, Вологду, Вельск, Шенкурск, Холмогоры.

Царский указ строго определял скорость доставки почты: 8-9 дней в летнее и зимнее время, 10-11 - в распутицу и требовал прибытия ямщиков в строго определенные часы. На проезжих столбцах (длинные полосы бумаги, склеенные между собой) каждой станции ямщики должны были записать время прибытия почты и свое имя. Кстати, с учреждением почтового тракта на Севере связано появление некоторых населенных пунктов области. Так, по Указу Петра о регулярной почтовой линии Москва - Архангельск возникло поселение Плесцы, на месте которого позже был возведен город Мирный.

В ямщики выбирали людей добрых, не пьяниц. Письма и грамоты почтовики должны были возить "бережно в мешках под пазухой, чтоб от дождя не измочить и дорогой пьянством не потерять". Потеря или порча почты каралась пыткой, а иногда почтовику могла грозить и смертная казнь. По строгости петровские времена могут сравниться разве что с годами Великой Отечественной войны. Тогда за недобросовестную работу почтальона могли не только уволить, но и отдать под суд.

"Корреспон-денция": паруса, канаты, пушки

Можно предположить, что работа почтальона была довольно опасной. Ведь если вначале они щеголяли в зеленых суконных кафтанах, то в конце 19 века им кроме формы полагалась еще и сабля.

С каждым годом регулярная почта в нашей губернии становилась все популярнее. В 1715 году через руки архангельских почтовиков прошло свыше пяти тысяч частных писем. Любопытно, что пересылка письма из Москвы в Архангельск обходилась людям в три раза дороже, чем обратно.

Скорость доставки писем на архангельской почте современники тех лет сравнивали с лучшими образцами этой службы в Европе, и она становилась примером для других губернских городов.

А вот трудности северная почта испытывала во времена военных походов неугомонного царя. К письмам добавлялась "корреспонденция", которую трудно назвать посылками. Из Москвы везли паруса, канаты, пушки, припасы.

В начале 18 века почтовая гоньба была проложена между Архангельском и пограничным датским городом Вардегуз (сейчас норвежский Варде). Это была самая первая в мире из северных почт. По ней доставлялись грамоты Петра к датскому королю Христиану и письма торговых людей.

Смотрите также: