Мадлен Олбрайт была в восторге от МИ-26

   
   

"Боюсь ли я высоты?" Именно с этого вопроса начинается карьера летчика. Сорок лет назад заслуженный штурман России Виктор Шевко раз и навсегда выяснил свои отношения с небом.

- С детства я увлекался футболом, - признался Виктор Васильевич.- На родной Украине окончил детскую спортивную школу. Играл вместе с известными теперь футболистами киевского "Динамо". Но, видимо, не судьба. Я получил серьезную травму, и от мечты пришлось отказаться. Вот тогда я и решил пойти по стопам старшего брата, который к тому времени уже работал в авиации.

Спасение "челюскинцев"

С Украины Виктор Васильевич попал по распределению в Ереван, потом в Якутию, а уже оттуда в Архангельск, где и живет уже ни много ни мало тридцать лет. Сейчас Виктор Шевко работает во "2-м Архангельском объединенном авиаотряде". Не раз за это время приходилось отважному штурману спасать людские жизни.

- Помню, в 2004 дрейфующая исследовательская станция СП-32, находящаяся у Северного полюса, была практически полностью уничтожена за каких-то семнадцать минут. От огромной льдины, на которой она располагалась, оторвался внушительный кусок вместе с вагончиками. К счастью, все люди спаслись. Для того чтобы вывезти попавших в беду исследователей, ледоколу пришлось бы проделать длинный путь. Операция по спасению могла затянуться на две недели. Ждать было нельзя.

Поздно вечером мне позвонили домой и сказали: "Надо лететь". Полет был не из легких: ветер, снег, видимость минимальная. Но мы смогли. Нашли эту крохотную льдинку, на которой едва уместились двенадцать человек, две собаки и две с половиной тонны оборудования. Интересно, что все это происходило ровно через семьдесят лет после спасения челюскинцев. Только тогда спасательная операция заняла месяц, а наша - всего семьдесят два часа.

Бродяга в вагончике

Каждый вылет, по признанию летчика,как в первый раз: неизвестно, что впереди.

- Мне часто случалось летать в Африке, - продолжает рассказ отважный летчик. - И вот однажды пришлось перевозить госсекретаря США Мадлен Олбрайт. Меня удивило, насколько хорошо она говорит на русском языке. Я на всю жизнь запомнил ее слова: "Америка большая и очень богатая страна, но такой вертолет, как МИ-26, не смогла спроектировать!"

Бывали в жизни отважного штурмана и курьезные случаи, о которых он до сих пор не может вспоминать без улыбки.

- Было это много лет назад, когда работал я на БАМе. Надо было нам перевезти жилой вагон. Прикрепили мы его тросами и доставили до нужной точки, а когда ставили на землю, он случайно накренился и аккуратно так прилег на бок. Потом, когда мы снова прилетели туда, нам рассказали историю. Оказывается, как только мы поднялись в небо, из вагончика донесся крик, дверь вдруг распахнулась и из нее выбежал испуганный мужик и рванул в тайгу. Когда его догнали, выяснилось, что это бродяга, который просто уснул в вагоне и не заметил, что полтора часа провел в воздухе. Куда же нам было деваться? Пришлось отвезти бедолагу обратно.

Смотрите также: