В минувшие выходные в "мореходке" им. Воронина собрались неравнодушные люди - защитники погибающего символа шхуны "Запад". Цель собрания - не дать чиновникам растерзать единственный морской памятник.
Мы уже не первый раз пишем о судьбе шхуны. Вновь вернуться к теме нас заставил встревоженный звонок читателя Александра Усачева после выхода прошлого номера.
"Это безобразие, - волновался Александр Федорович.- То, что предлагают чиновники из областного комитета по культуре - невозможно. Шхуну нельзя разбирать, она погибнет. Если уж на то пошло, я, как бывший моряк, свистну своих мужиков. Мы по досочкам разберем памятник, сохраним его где-нибудь в гаражах, подлатаем, а потом снова соберем и поставим рядом с яхт-клубом сразу за соломбальским мостом, раз уж в центре города он оказался не нужен!"
В 2008 году, вспомнили защитники памятника на собрании, шхуне "Запад" исполнится 25 лет. Вместо того чтобы широко чествовать "рабочую лошадку", его предлагают просто снести. "Иначе невозможно отремонтировать набережную, - разводит руками Андрей Никитюк, специалист областного департамента по культуре. - Ремонтники мне объяснили: причал под шхуной разрушен, грунт вымывается, шхуна пришпилена, как бабочка в коллекции. Если ее не убрать, она "уйдет" в Двину своим ходом".
Но настоящих защитников "Запада" голыми руками не возьмешь. Мастер по судам с сорокалетним стажем Вячеслав Орлов все просчитал. Над парусником нужно сделать купол и приступить к ремонту, считает он. Судостроитель Владимир Кононов поддерживает эту идею. "Ее уже обратно не собрать, - убежден Кононов. - Увезти невозможно, в шхуне около трехсот тонн. Другой "Запад" нам не нужен, это уже будет не морская красавица, повидавшая море и ураганы, а картонка".
Защитники даже нарисовали на школьной доске набережную в разрезе, чтобы доказать: асфальт под парусником еще прочный, шхуну нельзя трогать.
По мнению добровольных защитников шхуны, морской памятник можно спасти. Для этого необходимо построить временное покрытие и начать ремонт. Кто-то убеждал присутствующих, дескать, вчера ходил на Красную пристань, где установлен памятник, все осмотрел, там под шхуной приличный кусок асфальта: не нужно вывозить парусник, можно отремонтировать его на месте!
Легендарная шхуна "Запад" не финансируется уже 16 лет. Если бы на мелкий ремонт памятника поступали хоть какие-то средства, то можно было бы спасти его от главного врага деревянных построек - сырости, которая и погубила шхуну. В январе 2003 года на шхуне произошел пожар. Когда его тушили, внутрь парусника вылили около шести тонн воды. Очевидцы вспоминают: полшхуны было залито. Если бы тогда, откачав воду, установили внутри электрическую вентиляцию, колориферы для просушки, проветрили, жить бы "Западу" еще сто лет. Сейчас же она сгнила изнутри. Для ремонта, по подсчетам чиновников от культуры, понадобится около 10 млн евро. Таких денег, естественно, в бюджете нет. Значит, нужно шхуну уничтожить?
На собрании было решено: создать инициативную группу, составить ряд запросов в областную администрацию. "А если понадобится, то мы и без запросов ляжем под бульдозеры", - твердо решили пенсионеры.
"АиФ в Архангельске" продолжает следить за ситуацией вокруг шхуны "Запад".
Смотрите также:
- Участник кругосветного путешествия о море, пиратах и «Мумий Тролле» →
- Несчастные Соловки. На архипелаге очередное ЧП →
- Мытарства "Запада" →