Е. Овсянкин: "Архангельск спасут консерваторы"

   
   

28 октября 80 лет исполняется почетному жителю Архангельска, известному историку-краеведу Евгению Овсянкину. С юбиляром мы побеседовали о прошлом и будущем родного города.

- В 1990-е годы с приходом новой власти многие улицы лишились своих прежних названий. Разговоры о переименовании той или иной улицы периодически появляются и сейчас. Как вы к этому относитесь?

- В конце прошлого века волна переименований действительно захлестнула всю страну. В нашем городе они носили умеренный характер и прошли, на мой взгляд, с должным тактом. Например, проспекту Павлина Виноградова было возвращено прежнее имя - Троицкий проспект. Улица Энгельса стала Воскресенской.

Я думаю, переименования еще будут. Город живет, развивается. И главное, чтобы этот процесс носил обдуманный характер. Новые названия улиц должны быть понятны людям, удобны в использовании и, конечно, поддержаны общественностью.

Отнюдь не все переименования современного Архангельска мне нравятся. Непонятно, например, зачем улице "Правды" дали новое название - Иоанна Кронштадтского. Во-первых, это святой, и не совсем корректно называть в его честь улицу. Я предлагал сделать хорошую мемориальную доску и повесить ее на здание бывшего подворья Сурского монастыря, которое он построил. Во-вторых, улица "Правды" уже потеряла свой идеологический смысл. Название было короткое, выразительное. И с точки зрения русского языка более удачное, чем улица Иоанна Кронштадтского. Вы будете спрашивать: вы выходите на улице Иоанна Кронштадтского? Нет, боюсь, что люди придумают какой-нибудь сокращенный вариант (как с улицей Розы Люксембург, которую все называют Розочкой), что в данном случае опять же неуместно.

Сибирцевых а банкиров

- А кто из наших земляков достоин того, чтобы его увековечили в названии улицы? Кто незаслуженно забыт?

- Улицы, на мой взгляд, не надо называть в честь живых людей, как это было в советское время. Все нужно проверять временем. Улице можно присвоить имя человека только после того, как пройдет лет десять со дня его смерти. Если в течение этого времени народ не забудет этого человека, то он действительно достоин того, чтобы его увековечили.

А великих земляков у нас много. Например, семья Сибирцевых. Отец был настоятелем Кафедрального собора. Сыновья: один - академик, историк, второй - тоже ученый с мировым именем. В свое время Банковский переулок носил имя Сибирцевых. Но потом в горсовет пришли молодые ребята, им хотелось какой-то деятельности и переулку вернули прежнее название. К сожалению, экстремалы были и после революции, и сейчас.

- Продолжая эту тему. В городе уже год обсуждается вопрос о сооружении памятника Робинзону Крузо. Вы бы кому памятник поставили?

- Я вообще не очень хорошо отношусь к сносам, переносам памятников. Вот решили построить Кафедральный собор на набережной. Памятник защитникам Севера перенесли ко Дворцу спорта. На фоне Северной Двины монумент смотрелся великолепно. На новом же месте он потерял свой былой величественный вид. Поэтому в данном случае церковь совершила ошибку. Надо было обязательно спросить мнение общественности, и я думаю, что люди бы это мероприятие не поддержали. Ведь это и есть демократия. А то я, честно говоря, сомневаюсь, когда демократии было больше: в советское время или сейчас.

Город контрастов...

- Какая часть современного Архангельска вам нравится?

- Архангельск всегда производил на приезжих противоречивое впечатление. Читаешь старые книги и замечаешь: одни считали город чистеньким, красивым, другие называли его грязным, захолустным, особенно Кузнечиху. И те, и другие правы. С реки город смотрелся удивительно красиво. На берегу располагалось до десяти храмов, и они, естественно, поддерживались в порядке. Дальше дома богачей, которые были аккуратно выкрашены и утопали в зелени. Вторая улица - Троицкий проспект. На ней тоже находились в основном дома зажиточных горожан. Окраины - другое дело. Потопы, нечистоты. Все, в общем, как сейчас.

Я недавно прошелся по городу и удивился, как же много построили за последнее время. Только вот строительство принимает, к сожалению, однобокий характер. В основном это здания офисов, банков, особняки и дорогие многоэтажки, в которых ни учителю, ни врачу квартиру не купить.

Радует улица Чумбарово-Лучинского. Там нашли интересное архитектурное решение: дома старинные, а отделка улицы - современная: цветной кафель, фонари, скамеечки. Надеюсь, что на красивой и новой улице и люди будут вести себя по-новому.

- Город переживает сегодня не лучшие времена. Молодежь уезжает туда, где побогаче, большие проблемы в традиционной для нас лесной промышленности, кризис наблюдается на уровне местной власти. А какой период в истории Архангельска был, по вашему мнению, самым примечательным?

- История города богатая. И самый интересный период - лет сто с года основания города до начала 18 века. Архангельск был единственным портовым городом. И Петр Первый его поначалу активно поддерживал. Через город в Россию шли военные товары, так необходимые для ведения Северной войны. Иностранные купцы, надо сказать, очень рисковали. Западная общественность осуждала их за то, что они продают оружие русским варварам.

Известно, что значение города стало снижаться после строительства Петербурга. Но умение Архангельска выживать в любые времена подтвердила первая половина прошлого столетия, когда в годы ВОВ через город вновь пошли военные поставки.

...И единственный в мире

- Но можно ли вернуть Архангельску былую славу или все-таки здесь, на севере, больше подходит "вахтовый метод"?

- Ситуация в городе действительно непростая. Домов мы, может, и настроим, но где людям работать? Надежды возлагают и на алмазную промышленность, и на действующий круглогодично порт. Только вот молодые люди не видят пока для себя здесь никаких перспектив. Сейчас вообще менталитет у ребят другой. Надо переехать - переедут. Мы же, люди старшего поколения, консерваторы. Поэтому я думаю, Архангельск все-таки выживет за счет коренного населения. Хотя людей уезжает очень много. Но надо понимать, что ни одна страна мира не содержит в северных широтах город в 400 тысяч человек. И чтобы все так и оставалось, надо делать город привлекательным для молодого поколения.

- И последний вопрос. Как вы относитесь к той ситуации безвластия, которая сложилась в городе сейчас?

- Складывается впечатление, что ведется не совсем честная и чистая игра. Мне так и непонятно, в чем обвиняют мэра. Грешки есть даже у маленького человека, а уж у человека, связанного с бизнесом или властью, и подавно. А вообще я устал от этого конфликта, как и большинство жителей города.

Смотрите также: