Примерное время чтения: 7 минут
534

Вездеход и мотособака. Кто сказал, что в Поморье нет Ломоносовых?

Фото А.Тюрина и С. Селянинова / АиФ

В Москве завершился всероссийский конкурс работ научно-технического творчества среди студентов учреждений среднего профессионального образования.

Сергей Селянинов. Фото: АиФ/ Фото А.Тюрина и С. Селянинова

В номинации «Транспорт» победу одержал наш представитель - учащийся Лесотехнического колледжа Императора Петра I Сергей Селянинов. Его разработка - «Арктический снегоболотоход».

Надо сказать, что сам студент категорически отказался от интервью. «Лучше поговорите с моим научным руководителем», - сказал он.

Наставник и научный руководитель Алексей Тюрин улыбается: «Сергей у нас, действительно, скромный. Конечно, всё делал он, я лишь помогал». И тем не менее, он рассказал и о новых изобретениях, и о проблемах среднего образования.

Письмо из Москвы

- Алексей, расскажите, с чего всё началось, как появилась такая разработка?

- Началось всё с того, что Институт энергетики и транспорта САФУ проводил конкурс по созданию вездехода для Арктики. Они дали техническое задание на разработку. Я довёл эту информацию до студентов, и Сергей сразу же откликнулся и предложил: «Можно вот так-то сделать». Я говорю: «Ну, давай, участвуй». Вначале он отказывался. Но потом мы начали с ним работать - каждый день потихоньку готовили проект. И на этом конкурсе он занял третье место.

Затем в Москве объявили конкурс на творческие проекты. И я сразу же отправил заявку. Сергей тогда был в своей деревне: он из Верхних Золотиц, там типичная деревня - без связи, без Интернета. Нам пришло приглашение - оно приходило тем, кто набрал достаточное количество баллов, а мы набрали 85 из 100. И вот результат. В Москве прокомментировали, что работа достойна уважения и нужно вести разработку дальше. Но что дальше будет - неизвестно. Всё упирается в финансовую сторону дела. Может быть, в изобретении будет заинтересован наш университет.

- Что собой представляет изобретение?

- Вездеход представляет собой шестиколёсный цельнометаллический кузов. Каждое колесо действует от отдельного двигателя, которые управляются контроллером. Особенность проекта в уникальной электромеханической трансмиссии, которая не применяется в данном виде техники. За счёт неё повышается проходимость, хорошая развесовка - центр тяжести находится ровно по центру машины. Служит она для передвижения в условиях арктического региона по всем видам поверхностей и может работать до -60 градусов. А так как у нас стоит силовая установка и генератор, то мы можем питать с помощью вездехода целую полярную станцию. 120 киловатт - это прилично: условно говоря, можно подключить девяти­этажный дом.

Такой снегоболотоход придумал архангельский студент Сергей Селянинов. Фото: АиФ/ Фото А.Тюрина и С. Селянинова

Начать со слесаря

- Подобными проектами ваши студенты раньше занимались?

- Нет, мы вышли на такой уровень впервые. Ведь студенты должны быть с творческой натурой - не все способны что-то придумать, создать. А в конкурсах мы участвуем, но не сказать, чтобы очень часто. Я студентов сподвигаю к этому - у меня самого это пошло ещё с защиты диссертации. С тех пор интерес постоянно что-то изобретать и появился. Но вообще студенты у нас молодцы: им только сказал - а они уже готовы делать.

Сейчас мы с ними делаем мотособаку. Хотим сделать свою, уникальную и поучаствовать с ней в конкурсе на кубок губернатора, который будет в феврале-марте. Она частично уже сделана. Мы выиграли конкурс в университете, и нам выделили 50 тысяч рублей на закупку двигателя. При этом покупные детали - только двигатель и гусеницы. Всё остальное студенты делают своими руками, в наших мастерских. Используем новую технологию именно в подвеске этой мотособаки. Она будет рессорная - используется впервые. Идея - тоже от студентов.

- Не особенно молодёжь хочет идти в училища, колледжи. А какие плюсы у среднего профессионального образования сегодня?

- В среднем профессиональном всё-таки студенты больше работают руками - это практические навыки. А университет - это, по большому счету, знания. Колледж может быть даёт меньше знаний, но больше умений. Студенты сами, не имея рабочей профессии сварщика, спокойно варят, не имея профессии токаря - делают детали на станках. Тут другая система образования, другая схема. В университете в рамках одной дисциплины могут читать теорию и практику разные преподаватели. А в колледже один преподаватель как начал вести эту дисциплину - так и рассказывает всё универсально. Высшее образование - это, конечно, хорошо. Но если студент пошёл в вуз после среднего образования, то он и знаниями обладает в полной мере, и руками умеет работать.

Перспективы сегодняшнего дня - заниматься наукой и техникой. Участвовать в тех же конкурсах. Придумали изобретение - а вдруг оно пойдёт в жизнь? Это ведь замечательно, если ты создал что-то полезное и оно пригодилось людям. Сейчас пишется много диссертаций, но сколько от них пользы? Большая часть убирается «в стол». Студенты мало работают по профессии. Вроде бы мы учим на управленцев среднего звена - мастеров, механиков, но очень долгое время должно пройти, чтобы студент смог им стать. Он идёт сначала работать слесарем, и если он толковый парень, то его могут заметить и продвинуть вверх. А так - идут работать продавцами, менеджерами в автосалонах, в автомастерские.

Многие возвращаются в свои населённые пункты и находят там себя. Потому что в городе с нашим образованием сложно пробиться - пойдёшь работать слесарем, водителем. А в деревне - мастером. Редко кто остаётся в городе - это вопрос уровня зарплат, доступности жилья.

Справка

Тюрин Алексей Михайлович. В 2006 году окончил Лесотехнический колледж Императора Петра I по специальности «старший техник-механик». Затем по сокращённой программе окончил САФУ по специальности «инженер-механик». Кандидат технических наук. Увлекается техникой, изобретениями. Женат.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах