Примерное время чтения: 8 минут
546

Архангельск входит в число одних из самых загрязненных городов России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ в Архангельске 13/03/2013
Захламление остатками отделяющихся частей ракет-носителей, с. Койда, 2001. Фото из архива Станислава Игловского

Архангельск, 15 марта – «АиФ – Архангельск». 2013 год – год экологической культуры. Станет ли в области чище? Об этом мы поговорили с учёным.

В наследство – Миронова гора

– Станислав Анатольевич, уже много лет обсуждается вопрос о закрытии городской свалки в Архангельске и о переработке мусора. Сколько можно мусолить эту тему?

– Это больная проблема всех регионов, и наш – не исключение. Ежегодно потоки мусора возрастают. Свалка, которая расположена рядом с городом уже просто не справляется с поступающими объёмами. Нужны новые площади, кроме того проблему нужно решать на самом начальном уровне, то есть за счёт изначальной сортировки. Надо идти по западному варианту, когда в городах устанавливаются баки для разных видов отходов. С самого детства людей надо учить разделять мусор. Тогда было бы легче, в том числе и мусороперерабатывающему заводу. А уже существующая свалка должна быть изолирована, чтобы ядовитые вещества не могли проникнуть в окружающую среду. Для этого существует множество современных технологий.

Но это мы говорим только про простые бытовые отходы. Не надо забывать ещё и про радиоактивные. Вспомнить хотя бы Миронову гору в Северодвинске. Она досталась нам ещё с советских времён. Там захоронены радиоактивные отходы с предприятий оборонной промышленности. Она заполнена и законсервирована, но она никуда не делась и осталась в непосредственной близости. И любые утечки отсюда будут гораздо серьёзнее, чем с обычной свалки.

Ядерные взрывы

– Станислав Анатольевич, а какие ещё в нашем регионе экологические проблемы?

– Основная нагрузка связана с деятельностью наших промышленных предприятий, расположенных в таких городах, как Архангельск, Новодвинск, Северодвинск, Котлас и Коряжма. Также стоит отметить район вокруг Нарьян-Мара и территорию вдоль основных железнодорожных и автомагистралей. В труднодоступных районах ситуация, естественно, лучше.

При этом можно говорить, что в 90-е годы наблюдался серьёзный спад производства и это благоприятно влияло на экологию. Тогда значительно снизилась доля вредных выбросов. Сейчас же, напротив, наблюдается рост, который начался с середины 2000 годов. Кроме того появились новые виды факторов, влияющих на экологию. Это увеличение количества автомобилей, а так же строительство нефте- и газопроводов.

– Насколько негативно влияет на флору и фауну разработка нефтегазовых месторождений?

– Так уж сложилось исторически, что нефтегазовая отрасль-одна из основных доноров бюджета РФ. Но лишь крупные компании могут себе позволить экологически безопасные технологии. Если вернуться ещё в советский период, то тогда для тушения крупных неконтролируемых факелов использовали даже ядерные взрывы. Кстати, у нас в области тоже было несколько ядерных взрывав, но не с целью тушения выбросов нефти. Это были подземные ядерные взрывы для геологических целей. Происходило это в годах 1978-1985 в районе Койды и Ильинско-Подомского. По мощности это были небольшие взрывы на глубинах. Людей, конечно, предупреждали и эвакуировали.

Керосин вместо гептила

– Давно не слышно о падающих ступенях от ракет и о жалобах местных жителей. Этой проблемы больше не существует? Когда-то говорили, что у жителей целых деревень в Мезенском районе выпадали волосы от контакта с ядовитыми отходами.

– Очень долго космодром использовал в качестве топлива такой ядовитый компонент, как гептил. Он как раз вызывает онкологические заболевания и воздействует на органы пищеварения. Естественно, что в местах падения следовало предполагать повышение риска онкологических заболеваний. Но в последние годы космодром отказался от использования гептила. Ему на смену пришёл керосин. Он менее токсичен. Кроме того, теперь на места падения выезжают бригады по утилизации космического мусора. А это немаловажно.

Я сам наблюдал в своё время в районе Койды целые свалки, где валялись ступени. Их свозили с полигона и складировали вокруг села. Потихоньку их вывезли. Также и группа учёных из САФУ под руководством нашего директора Константина Боголицына занимается изучением последствий проникновения этих загрязняющих веществ в почву и изучением районов падений ступений. Учёные поднимают вопрос рекультивации этих зон, необходимой чтобы снизить риск распространения загрязнения. Дело в том, что ступени скапливаются, как правило, на поверхности, мёрзлый слой не даёт им проникнуть ниже. Соответственно, при контакте с флорой, фауной или человеком, загрязнение может передаваться.

– Ходят упорные слухи, что в появлении в нашей области красных сосулек виноват космодром. А вы как считаете?

– Я уже встречался с подобным эффектом на ледниках приполярного Урала. Там, действительно, это было связано с развитием водорослей. А у нас говорят о повышенной концентрации какого-то стойкого органического вещества. Но не уточняется, какое это именно вещество. Поэтому достаточно сложно говорить о причинах возникновения данного явления. Конечно, одной из причин могли стать ветровые переносы веществ из других регионов. Но в этом случае след должен прослеживаться и более южнее. Но, поскольку этого нет, значит, скорее всего, имел место наш локальный перенос с каких-либо промышленных предприятий. Как я думаю, это могут быть выбросы с целлюлозно-бумажных производств, либо с космодрома. Также есть ещё металлургический комбинат в Череповце. Но всё же трудно судить, кто виновник.

Мусор – как экспозиция

– В последнее время очень много говорят о том, что Арктику нужно вычищать от мусора. Процесс уже идёт?

– Действительно, сейчас очень интенсивно идёт очистка в частности Земли Франца-Иосифа. Это необходимо, в том числе, чтобы сделать Арктику привлекательной для туризма. Но при этом, некоторые участки загрязнения оставят в том состоянии, в котором они есть. Их обнесут забором, и это станет частью экспозиции.

При этом, конечно, хорошо, что начало было положено на Земле Франца-Иосифа, но важно, если это и дальше продолжится. Существуют населённые пункты, которые находятся вдоль Северного морского пути, которые также нуждаются в очистке. Взять, к примеру, Амдерму. Раньше в посёлке проживало 15 тысяч жителей, сейчас всего 300 человек. Дома, предприятия, которые когда-то там работали-всё брошено. Там скопилось большое количество металлолома. Сейчас существует целевая программа по утилизации этого мусора.

– А это правда, что в одном из районов Крайнего севера были обнаружены термальные источники с высокой температурой воды? Разве такое возможно? Как и где можно использовать это открытие?

– Мы работали в районе города Инта, на границе НАО и Коми. Там на территории многолетней мерзлоты, где постоянно отрицательные температуры нет практически лесных массивов, и вот там есть источники, которые были обнаружены более 100 лет назад. Температура их 27 градусов. Для тундры- это своеобразный оазис. Там существуют лесные массивы, более теплолюбивые виды растений и животных. Очень интересный природный объект. Мы провели исследования. Для нашей области это самый северный и самый интересный источник. Кроме того, в этом месте была найдена стоянка человека возрастом несколько десятков тысяч лет. Сейчас эти источники развивают в плане туризма, но, насколько я знаю, этим занимаются предприниматели из Инты. Они планируют создать там сеть мини-отелей, разрабатываются туристические маршруты. Для Архангельска же это очень далеко. В том числе и продолжение исследований является достаточно дорогим. Только на доставку экспедиции требуется порядка 400 тысяч.

– Много лет наши предприятия, как сливали в реки всякую дрянь, так и сливают. Как остановить это безобразие? Скоро лето, и снова не искупаться в красавице Двине…

– Мне кажется, нужно вкладывать деньги по развитию очистных сооружений. На сегодняшний день со многих предприятий всё просто сливается в речные системы без всякой очистки. Особенно в мелких городах, расположенных на реках Северная Двина и Мезень ни о какой очистке рек и речи не идёт. Понятно, что всё это очень дорого. Но руководство городов должно изыскивать средства, также необходимы дополнительные субсидии из федерального бюджета. И бизнес, и государство должны быть заинтересованы. Но из-за дороговизны никто не спешит решать проблему.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах