Образование-товар
- Складывается впечатление, что через год-другой власти придумают заслон для тех, кто хочет поступать в вузы: нереально поднимут цены, сократят количество бюджетных мест и т.д. И получится, что умным, но бедным ребятам одна дорога - в ПТУ?
Репневский:
- Термин «образование» власти всё более подменяют западным термином «образовательные услуги». Это означает, что образование всех уровней становиться товаром, а не обязанностью государства. Между тем, граждане России платят налоги, в том числе и за организацию системы образования. Школы и вузы превращаются в коммерческие организации, обязанные стремиться к самоокупаемости и прибыльности. Этим трендом всё более откровенно нарушается Конституция РФ и Закон об Образовании. Видимо, в эти документы, под благовидным предлогом, внесут нужные властям поправки. Идёт процесс создания классового образования – высшее образование, как самое дорогое, в основном будет для богатых.
Дёгтев:
- Вопрос об избытке специалистов с высшим образованием в нашей стране давно витает в воздухе и рано или поздно какое-то решение, будет принято. Вопрос в том, как это решение отразится на обществе в целом и на молодом поколении в особенности. По понятным причинам в стране дефицит рабочих рук. У нас нет распределения после окончания ВУЗа, и никто никого нигде не ждёт. Рынок, господа. Хочешь учиться — учись, но сможешь ли найти работу по специальности и достойной оплатой? Где-где, а в этом вопросе механизм саморегулирования работает как швейцарские часы. И есть много примеров, когда люди с высшим образованием идут на рабочие места, и ничего страшного не происходит, вот когда наоборот, намного хуже. Моё мнение - высшее образование должно быть доступно всем. С другой стороны, я сторонник «ступенчатого» образования, начальное даёт основы специальности, его тонкости, среднее - как организовать технологический процесс наиболее эффективно, высшее - как организовать производство. Начальное и среднее профобразование на любой стадии даёт широкие стартовые возможности учащимся в их дальнейшем образовании и жизни.
«Вузы берут котов в мешке»
- Но с другой стороны, у нас, действительно, много неучей, которые занимают чужое место в вузе? Почему высшее образование обесценивается?
Репневский:
- В 90-е годы в России было создано бездумно большое количество вузов. Многие из них, особенно, частные платные вузы лишь имитировали образовательную деятельность, а на деле занимались взиманием денег и предоставлением фальшивых «образовательных услуг». В каждом подземном переходе наших столиц свободно продавались поддельные дипломы почти всех учебных заведений. Любой чиновник и политик легко покупал учёные степени. Одновременно была ликвидирована стратегически важная и авторитетная система средних специальных учебных заведений. К началу 21 века резко упала и численность населения, а значит, не стало конкурсов в размножившиеся вузы. Отсюда и обесценивание высшего образования. Ныне мы расхлёбываем последствия 90-х годов. Свою отрицательную лепту внесло и ЕГЭ. Ранее вступительные экзамены в вузы были отбором умеющих мыслить. ЕГЭ не даёт вузам определить качественно мыслящих – вузы берут «котов в мешке».
В стране организована волна дискредитации высшего образования, с тем, чтобы «широкая общественность» поддержала стратегию его сокращения. В стране развивается безработица в среде преподавателей высшей школы. Особенно дискредитируют и сокращают гуманитарные специальности. Выпускники этих специальностей лучше разбираются в общественной ситуации, чаще участвуют в акциях протеста, выступают против ЕГЭ. А потому не нужны!
Дёгтев:
- Я считаю, что высшее образование обесценивается в связи с тем, что выпускники вузов получают знания в «сжатом виде», которое необходимо «переваривать» в процессе работы.
Помимо этого выпускники школ достаточно расплывчато понимают, что для них наиболее интересно в жизни и часто ошибаются в выборе профессии. При ступенчатом образовании будущий специалист получает знания «дозировано» и закрепляет их на практике. Причём, получив соответствующую квалификацию, может уйти на производство в любой момент квалифицированным специалистом.
В отношении «неучей», которые занимают чужое место, это в основном люди которые материально обеспеченные, то есть те, которые платят за обучение. В ступенчатом образовании этот фактор нивелируется и позволяет наиболее способным учащимся достичь более высоких результатов.
- Сколько на самом деле в пропорциональном соотношении региону нужно специалистов с высшим образованием и рабочих?
Репневский:
- Выстраивать пропорции не берусь. За этим обратитесь к статистикам, но и у них, насколько я знаю, нет точных данных. Скажу только, что рабочие специальности очень нужны, а значит надо воссоздавать систему ПТУ, как бы она ни называлась. У многих молодых людей с невысокими результатами ЕГЭ - «золотые руки». Им надо помочь найти своё место в жизни. Если посмотреть объявления в разделе «требуются», то они пестрят рабочими специальностями с неплохой оплатой.
Из выпускников высшей школы, прежде всего, нужны учителя. Например, средний возраст учителя истории и обществознания в нашей области – 55 лет. Каждую весну на эту специальность наш институт получает 15-20 заявок. Идут заявки и на работников культуры (в библиотеки, музей, архивы, клубы, санатории). Я считаю, надо вернуться к хорошей советской системе - трехгодичной отработке по направлению, тогда тот, кто учился в вузе или промышленном колледже за государственный счет, отдаст свой материальный и духовный долг государству. Это будет вполне по совести и вовсе не противоречит демократии.
Дёгтев:
- Этот вопрос лучше адресовать в органы статистики и сравнить её со странами с развитой экономикой. Получим результат, который надо взять за приблизительный ориентир.
Количество управленцев должно быть наименьшим, но достаточным для решения поставленных задач. Причём, чем выше степень образованности персонала, тем работа коллектива на предприятие успешнее, слаженнее и эффективнее. Поэтому неправильно ограничивать получения любого уровня образования. Рабочие могут иметь хоть три высших образования, это может только приветствоваться, а не осуждаться.
Плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Но с другой стороны, работа генерала связана со стрессовыми ситуациями и нервными перегрузками, ответственностью, что неблагоприятно сказывается на здоровье. Если человек рабочей специальности получает достойную оплату труда то, далеко не каждый станет рваться на руководящие должности.
Досье
Андрей Викторович Репневский, доктор исторических наук, профессор. В 1973 году получил г. получил специальность учителя истории, обществоведения и английского языка в Архангельском государственном педагогическом институте им. М.В.Ломоносова . В том же году поступил в целевую аспирантуру ЛГПИ им. А.И.Герцена. В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1998 г. защитил докторскую диссертацию по всеобщей истории при Институте всеобщей истории РАН (Москва) на тему: «СССР-Норвегия: экономические отношения межвоенного двадцатилетия». Один из учредителей культурно-просветительного общества “Норд». С января 2006 г. - академик Академии геополитических наук РФ.
Сергей Юрьевич Дёгтев в 1991 окончил школу № 17, поступил в технический лицей № 25, где получил специальность автомеханика. До 1998 года работал на предприятиях Архангельска. Затем поступил на факультет технологии и предпринимательства ПГУ. После окончания университета работал мастером производственного обучения в Техническом лицее № 25. В 2008 году стал директором Технического лицея № 25. В 2011 лицей переименован в Архангельский политехнический техникум