«Я ненавижу процесс оценивания, я ненавижу экзамены. Это катастрофа. Одна из моих личных целей - убить экзамены», - сказал президент-председатель правления Сбербанка Герман Греф во время выступления на Восточном экономическом форуме.
В прошлом номере мы рассказали о том, что думают архангелогородцы об отмене экзаменов. Прошла неделя - разговоры не утихли. Мы выбрали самые обсуждаемые вопросы и задали их учителю обществознания, права и экономики новодвинской школы №2 Ольге Ковалёвой и психологу Иванне Кашиной.
Как не растерять таланты?
- Нужны ли экзамены в школе?
Ольга Ковалёва:
- Cегодня в обществе мы всё чаще слышим разные точки зрения по вопросу оценок, экзаменов, всевозможных срезов. Работая в школе, особенно внимательно относишься к этим высказываниям. У меня, наверное, не найдётся однозначного ответа на этот вопрос. С одной стороны, как учитель, я понимаю, что экзамены должны быть. Каждый человек должен учиться объективно оценивать себя, свои успехи и неудачи, делать выводы и стремиться расти над самим собой. Где, если не в школе, этому учиться? Но в то же время нельзя не согласиться, что сегодня в школах не одна и даже не две системы оценивания: текущий контроль, контрольные работы, промежуточные аттестации, ГИА (ОГЭ и ЕГЭ), ВПР, комплексные контрольные работы. В таком количестве они действительно вредят и ученику, и всему процессу обучения. Необходимость реагировать на все эти мероприятия забирает у учителя драгоценное время общения с ребятами, которое мы бы с огромным удовольствием посвятили процессу обучения и воспитания. В то же время нельзя забывать и о том, что и сами ученики, а особенно ответственные, испытывают стресс от постоянных проверок. Поэтому я считаю, что совсем отказаться от экзаменов нельзя, но изменить их количество было бы неплохо.
- Как должен проходить идеальный экзамен?
Ольга Ковалёва:
- На мой взгляд, обучение в школе однозначно не должно быть направлено строго на подготовку к экзаменам. Тем самым мы не даём раскрыться новым талантам, кому-то окончательно определиться с направлением профессиональной подготовки. Я считаю, что любая система оценивания должна быть не лояльна, а объективна. Можно ли назвать объективной процедуру ЕГЭ? Вряд ли, так как мы постоянно сталкиваемся с разными по сложности вариантами, заданиями, хотя форма одинакова. Объективна ли процедура устных, письменных экзаменов? Тоже сомневаюсь, так как здесь включается субъективизм человека проверяющего. Сегодня сложно найти идеальную модель оценивания, но в любом случае, на мой взгляд, лучше, когда мы видим живого человека, видим его эмоции, желание учиться, развиваться и совершенствоваться!
Бояться сильнее всех!
- Как побороть страх перед и во время экзаменов?
Иванна Кашина:
- Экзамен - это способ внешнего оценивания. К сожалению, в школе он редко ограничивается оцениванием знаний ученика, а часто - оцениванием его личности, поскольку главной деятельностью школьника считается учёба. Поэтому и страшат экзамены больше тех, кто воспринимает себя через призму внешнего мнения. А среди детей это практически 100 %, ведь редко какие родители, как ни грустно, способны безусловно любить своего ребенка. Безусловно означает «любым - неталантливым, неудачливым, взрослым», как сказал писатель Януш Корчак. Соответственно легче переносят ситуацию экзамена те дети, которые чувствуют свою ценность вне академических успехов. Трудно предложить универсальную рекомендацию, как снизить страх перед экзаменом. Но можно, к примеру, попробовать использовать так называемый метод парадоксальной интенции - усиления переживания. Для этого требуется тренировка. Нужно расположиться в спокойном безопасном месте. Завести будильник на 15-20 мин. Представить ситуацию экзамена. И начать... бояться! Изо всех возможных сил. Бояться на все 100, а лучше 150 процентов! Бояться лучше всех и сильнее всех! Когда прозвенит будильник - оставить эту ситуацию, выйти из неё. Назавтра попробовать снова. С большой долей вероятности обнаружится, что бояться «по заказу» непросто. И этот навык можно будет использовать непосредственно перед экзаменом.
Фото С. Ломакина
Досье:
Ольга КОВАЛЁВА, 31 год. Родилась в Новодвинске. Учитель обществознания, права и экономики средней новодвинской общеобразовательной школы № 2, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года - 2018».
Иванна КАШИНА, 46 лет. Родилась в Архангельске. Психолог. Работает в направлениях: рационально-эмотивная терапия, телесно-ориентированная терапия, экзистенциальная психотерапия. Замужем, есть дочь.