Устные школьные экзамены по литературе и истории хотят вернуть в школы. К обсуждению этой темы призвал президент России Владимир Путин. Насколько велика в этом необходимость?
За
«В вопросе об отмене ЕГЭ по гуманитарным предметам я только «за». Потому что формализовать знания по гуманитарным предметам в такой же степени, что и по физике, к примеру, нельзя никак, - такова точка зрения председателя областной предметной комиссии ЕГЭ по физике Олега Ешевского. - Тесты не отражают степень понимания сущности исторических, общественных процессов или мыслей автора литературного произведения. В гуманитарных предметах очень часто не один правильный ответ в той или иной ситуации, а два или более, и каждая точка зрения может быть очень серьёзно аргументирована. Поэтому ЕГЭ, к примеру, по истории, особенно с введением единого учебника, будет являться просто проверкой запоминания правильной политики партии, а не проверкой понимания сущности исторических процессов.
А вот экзамен по литературе обязательным делать не нужно. Его должны сдавать только желающие, и он должен быть как творческий экзамен, то есть оцениваться должны литературные задатки, экспрессия, наличие мысли и красота её доведения до ума читателя. А иначе получится экзамен не по литературе, а по литературоведению, который для школьника бессмысленен. Не каждому нужно быть литературоведом, а вот без литературы трудно быть умным и образованным».
Против
«Творчество - это не просто какой-то поток сознания. Творчество строится по определённым законам. А значит, можно проверять понимание этих законов и умение их использовать, - такова точка зрения заместителя первого проректора по стратегическому развитию САФУ Александра Гильдебранта. - Любой учитель, проверяющий сочинение, тоже использует какие-то критерии проверки, а не оперирует понятиями удалось/не удалось, нравится/не нравится.
Эти критерии не должны быть примитивными, типа «величие стихотворения равно площади фигуры, у которой одна сторона – важность идеи стиха, а другая – поэтическое совершенство». Но критерии проверки работ ЕГЭ по литературе такими и не являются. Они сложнее и интереснее.
Я работал в системе ЕГЭ с 2003 по 2011 год, руководил региональным центром обработки информации ЕГЭ. За эти годы можно было наблюдать, как изменялся ЕГЭ, как контрольно-измерительные материалы совершенствовались, развивались. И сейчас нельзя выискивать несовершенства, а тем более отменять ЕГЭ с тех позиций критики, которые сложились ещё в первые годы эксперимента.
Несмотря на все свои недостатки, ЕГЭ хорош единством подходов к оцениванию. Он выстраивает единую систему критериев для выпускников всех школ страны».