В этом году пассажирская навигация прошла в экстремально сложных погодных условиях
Сильные шторма и частые туманы заставляли теплоходы сутками простаивать на рейде. Низкая температура и дожди отразились и на пассажиропотоке. Он в этом году снизился в полтора раза. Итоги летней речной кампании подводит Руслан Епишев, начальник пассажирского районного управления.
Дачники оставались в городе
– Пассажирская навигация в этом году была сложной – рассказывает начальник пассажирского районного управления Руслан ЕПИШЕВ. Лета, можно сказать, не было. По-настоящему теплых и солнечных дней по пальцам пересчитать. Конечно, пассажиропоток резко сократился. Теплоходами перевезли 720 тысяч пассажиров. Это очень низкий показатель. В основном речным транспортом пользовались жители островов. Дачники и любители пляжного отдыха оставались в городе. Туристические рейсы отменялись один за другим и все из-за непогоды.
Для сравнения, в 2018 году речным портом было перевезено на теплоходах 830 тысяч человек. А в теплые и солнечные 2015 и 2016 годы пассажиропоток достигал 1 миллиона 100 тысяч пассажиров за лето. Много в навигацию было и срывов рейсов. Всего теплоходы речные трамвайчики совершили 26 тысяч рейсов, а это на 3 тысячи меньше, чем в 2018 году.
Но без приятных моментов в навигацию все-таки не обошлось. Флот речного транспорта пополнили новым пассажирским теплоходом «Аквамарин». За последние три года это уже второе пассажирское судно. Летом поработать он не успел, однако в следующим году встанет на одну из постоянных речных линий.
– Теплоход «Аквамарин» – это второй теплоход, который мы приобрели для замены старых судов типа МО, - уточняет Руслан ЕПИШЕВ. На Северной Двине уже работает «Сапфир». У него прошла вторая навигация. Преимущество «Сапфира» - комфортная закрытая верхняя палуба. У «Аквамарина» вторая палуба тоже будет закрытой. Это удобно для проведения экскурсионных программ. В перспективе на речных маршрутах останутся только теплоходы типа «Москва», наши узнаваемые белые ласточки. В следующем году на пенсию выходит «Коммунар». В 2020 году ему исполнится 80 лет. Планируем на его базе создание музея в перспективе. Второй ветеран речного флота – «Балхаш» этим летом отметил 75-летие. Он на реке еще поработает.
Братья по штурвалу
Свое 75-летие теплоход «Балхаш» встретил на речной линии Архангельск – о. Кего. На которой трудится последние десятилетия. Построен в годы Великой Отечественной войны в Исакогорке. И в 1944 году впервые вступил на гладь Северной Двины. Сначала возил архангелогородцев в Тойватово, на Хабарку и Соломбалу. Последние годы трудится на самой короткой, но самой интенсивной линии Архангельск – о. Кего. В сутки делает 26 рейсов. Уже 19 лет за штурвалом «Балхаша» – капитан Сергей Лобанов.
– За эти годы теплоход стал родным, - говорит капитан Сергей ЛОБАНОВ. - Изучил его до винтика. С закрытыми глазами в рубку могу подняться. Теплоход с характером. Пять лет назад на «Балхаше» возил на экскурсию группу бодибилдеров. Знаете, что они мне сказали? Это самый брутальный теплоход, который мы только видели. На «Москве» отказались кататься, а на «Балхаше» целую фотосессию устроили.
«Коммунар» и «Балшах» теплоходы одного проекта. «Балхаш» можно сказать младший брат «Комммунара». Оба построены в Исакогорке. Только «Коммунар» спущен на воду в 1940 году, еще до войны, а «Балхаш» в 1944 году. Всю войну «Коммунар» отработал на речных линиях Архангельска, проводил на фронт 13 матросов и механиков. А несколько десятилетий назад эти теплоходы стали братьями по штурвалу.
– А получилось так, что оба эти теплохода стояли на ремонте рядом, – рассказывает капитан «Балхаша» Сергей ЛОБАНОВ. И почему команды так решили, не знаю. Но факт в том, что штурвалами теплоходы поменялись. И теперь братья по штурвалу. Вот посмотрите, уже 19 лет управляю штурвалом, который достался в наследство от «Коммунара». Это настоящий раритет – «Коммунару» в 20-ом году 80 лет исполнится. (смеется).
«Коммунар» и «Балхаш» за свои годы несколько раз перестраивались. Маленькую деревянную рубку, сменили на просторный капитанский мостик. Паровые машины на современные мощные двигатели. Многим архангелогородцам знакомы эти теплоходы с детства. Не одно поколение северных ребятишек эти суда доставляли к бабушкам на острова в деревню.
– «Коммунар», как и «Балхаш» легендарные суда, бесспорно - говорит Руслан ЕПИШЕВ. Одни из самых надежных, но возраст дает о себе знать. Жизнь «Коммунара» всеми силами продлевалась последние два десятилетия. На сегодняшний день затраты на его обслуживание стали заметно расти. И все-таки 80 лет работы на реке - это очень солидный показатель. Поэтому принято решение вывести его из флота. Но на замену встают современные теплоходы типа «Москва». Флот обновляет речной порт. Планируем третье судно покупать. А сейчас навигация летняя завершена. На реке работают буксиры. Теплоходы отправятся на плановые ремонты в док и будут готовиться к юбилейной навигации. В 2020 году речному пассажирскому сообщению на Северной Двине исполнится 100 лет.