Александр Воротников о государственно-частном партнерстве в Арктической зоне Российской Федерации
Реформа ТКО в России явно буксует. Если посмотреть на данные разных ведомств, то на переработку сегодня отправляется 10-13% твердых коммунальных отходов, при этом сам объем отходов постоянно растет. При утверждении Национального проекта «Экология» в 2019 году оценка перерабатываемых ТКО была в размере около 7-10% от всего объема мусора. То есть, доля переработки увеличилась весьма незначительно. При этом объекты накопленного ущерба уничтожаются более серьезными темпами. О том, как это происходит в Арктике и как при этом используется в работе государственно-частное партнерство (ГЧП) АиФ рассказал Александр Воротников, координатор Экспертного совета Проектного офиса по развитию Арктики, доцент ИОН РАНХиГС, канд. хим. наук.
– Александр Михайлович, в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года особое внимание уделено экологическим рискам, в том числе ликвидации накопленного ущерба и развитию экономики замкнутого цикла. Какие мероприятия в этой сфере вы бы выделили особо, и что конкретно уже сделано?
– Хорошим примером является архангельская "пятилетка" реформы обращения с ТКО. Регион вошел в число лидеров по темпам реализации реформы. Напомню: в Архангельской области переформатирование одной из наиболее проблемных отраслей проходит в пилотном режиме в рамках национального проекта "Экология". Опыт крупнейшего региона европейской части России может стать модельным для остальных территорий.
«Об Архангельской области можно сказать, что это своего рода Россия в миниатюре, потому что все вызовы, существующие в системе обращения с отходами, есть в нашем регионе, - отмечает в своих выступлениях губернатор региона Александр Цыбульский. - Огромное количество отдаленных и труднодоступных территорий, часть из них не имеет круглогодичного транспортного сообщения, плотность населения 1,7 человека на квадратный километр, что в 4-5 раз ниже показателей по России. Преодолев эти трудности и создав эффективную систему обращения с отходами в Архангельской области, ее можно будет брать и тиражировать на любую территорию Российской Федерации».
За последние пять лет охват услуги по вывозу отходов для населения в регионе удалось поднять с 80 до 96 процентов. Более того, десять процентов всех отходов теперь сортируются, а пять наиболее крупных старых мусорных полигонов рекультивируются по федеральному проекту "Чистая страна". Убираются и несанкционированные свалки - 100 стихийных скоплений каждый год.
Важно, что сегодня на территории Поморья формируется сеть опорных объектов: они смогут принимать все потоки твердых коммунальных отходов. Речь идет о трех мусоросортировочных комплексах: их годовой мощности - 405 тысяч тонн - будет достаточно для всей Архангельской области. Частью новой системы станут также три современных полигона ТКО.
Однако реформу обращения отходов нужно постоянно донастраивать параллельно с меняющимися требованиями к экологической безопасности, а также с учетом завтрашних потребностей общества. Так, в Архангельской области предложили создать "подушку безопасности" для ликвидации свалок через пару десятков и более лет. Ведь полигоны, которые создаются в Архангельской области сегодня, в недалеком будущем тоже придется рекультивировать.
– То есть, стоит подумать о создании целевого фонда?
– Да, вот как об этом сказал губернатор Поморья: «Можно установить фиксированный взнос или брать плату за каждую тонну отходов, отправляемую на полигоны, а полученные средства будут аккумулироваться в фонде и затем расходоваться на рекультивацию полигонов и переработку отходов, которые накопятся через десятилетия. Об этом нужно подумать уже сегодня. Чтобы нашим детям и внукам не пришлось преодолевать такой же путь, как мы, стоит уже сейчас подумать о последующей рекультивации создаваемых новых объектов».
Это предложение поддержал гендиректор Российского экологического оператора Денис Буцаев - он считает, что такой фонд сформирует реальный источник средств для рекультивации: «Сейчас мы тратим большие деньги для того, чтобы убрать мусор за нынешними и предыдущими поколениями, поэтому нам нужно подумать о том, как отстроить систему таким образом, чтобы мы в будущем не изымали эти средства из налоговых поступлений, которые можно тратить на другие цели. Во-вторых, если мы установим дополнительную плату за рекультивацию для регионального оператора, мы простимулируем его перерабатывать отходов больше, чем отправлять на захоронение».
– Вы признанный эксперт по государственно-частному партнерству. Приведите, пжл, самые полезные примеры такого партнерства по экологическому направлению, по охране природы в Арктике - за последние 3-4 года.
– Таких примеров на самом деле не так много. Это связано со многими факторами. И в первую, очередь – со слабым знанием механизма ГЧП у местных администраций.
Одним из позитивных примеров является начало с 1 января 2019 года промышленной эксплуатации Экотехнопарка в Мурманской области. Например, по данным СМИ за 7 месяцев 2023 года в этом Экотехнопарке в результате сортировки твердых коммунальных отходов отобрали 405,9 тонн вторичных материальных ресурсов. Почти 87% этого объема уже направили на реализацию. В структуре вторсырья по-прежнему лидирует ПЭТ-микс –отобрано почти 183,8 тонны пластика. Затем следует картон с общим весом в объеме сортировки 109,6 тонн. На третьем месте находится алюминий с показателем 44,5 тонны.
Всего на производственных площадках мусоросортировочного комплекса в Междуречье из общей массы поступающих ТКО возможен отбор порядка 10 видов вторсырья. Технология производства, используемая на мусоросортировочном комплексе АО «Ситиматик», позволяет извлекать из отходов 4 вида ПЭТ-бутылок, флаконы и канистры ПНД, алюминиевые банки, а также лом черных металлов и картон. В Мурманской области практически нет предприятий, способных перерабатывать это в промышленных масштабах. Поэтому все вторсырье отправляется на специализированные заводы в другие российские регионы. В соответствии с концессионным соглашением, заключенным между с правительством Мурманской области, на мусоросортировочном комплексе организована 100% обработка отходов с извлечение вторичных материальных ресурсов от всех поступающих ТКО. Сортировка существенно снижает нагрузку на карту складирования отходов полигона и продлевает работу всей коммунальной инфраструктуры.
А вот строительство идет по всей АЗРФ. Комплекс по переработке твёрдых коммунальных отходов в Прионежском районе Карелии должны построить в рамках концессионного соглашения в 2024 году. Стоимость комплекса мощностью 190 тыс. тонн отходов в год составляет более 3,5 млрд рублей. Российский экологический оператор (РЭО) готов предоставить льготный заем концессионеру в размере до 95% от стоимости проекта за счёт привлечения средств на бирже путём размещения облигаций РЭО после получения заключений государственных экспертиз.
Но есть уже и отрицательные примеры, и уголовные дела. Арбитражный суд Якутии, например, разбирается в споре между Минэкономики и компанией «Айылга» по иску на 127,4 млн рублей. Это часть средств, полученных якутской компанией по концессионному соглашению о строительстве мусоросортировочной станции на новом мусорном полигоне в Якутске.
Ситуация с развитием ГЧП в регионах, на мой взгляд, резко изменится, в связи поручением Президента РФ по результатам ВЭФ-2024 о внедрении ГЧП в России с привлечением ВЭБ.РФ. Это придаст импульс государственно-частному партнерству.
Сергей Зайцев