Сегодня малый бизнес практически весь «встал», так как в основном - это услуги, либо розница.
И всё же, предприниматели пытаются перепрофилировать свой бизнес, либо нащупывают другие направления для заработка.
Лего для рыбаков
«Мы занимались и продолжаем заниматься производством строганой доски, реек, имитации бруса, - рассказывает предпринимательница из Архангельска Ольга Софронова. - Наша продукция идёт на отделку загородных домов. Рынок сбыта, конечно, поменялся. Раньше покупатели были из разных городов, в основном средняя полоса России, сейчас только Белгород возобновил заказы. Месяц назад мы запустили ещё одно направление производства: стали строить детские домики. Они небольшие, но очень практичные. Но самое главное, однажды пришло осознание, что наши домики могут объединять семьи. Ведь они сборные, как конструктор Лего. Как это здорово: собирать всем вместе домик на дачном участке, а потом детям там играть».
Пока, по признанию Ольги, заказы на домики пошли только... от рыбаков, видимо, там удобно хранить снасти и прятаться от дождя.
Нет рынка сбыта
Архангелогородец Максим Чуров до пандемии был детским и семейным фотографом. Но, поскольку людям сейчас не до фотосессий, пришлось искать, как заработать.
«У моего приятеля есть небольшой продуктовый магазинчик. Месяц назад мы объединились и занялись развозом продуктов по заказу, - говорит он. - Создали свой сайт, интернет-магазин, теперь принимаем заказы и развозим. Правда, в городе доставка практически сошла на нет, так как никто не соблюдает режим самоизоляции, зато «выстрелили» дачники. На дачах, в основном живут пожилые люди, а им нельзя особо-то бродить, да и магазинов в большинстве СОТов нет».
У предпринимателя из Архангельска Дениса Железникова было два небольших бизнеса: производственная компания по изготовлению вывесок и организация мероприятий.
«Сейчас мы начали изготавливать из поликарбоната защитные экраны - перегородки, а также защитные экраны для лица. Мы приспособили наши станки под изготовление защитных экранов, но по при этом станки простаивают без основной работы. Держимся на плаву, но держаться осталось недолго, - с печалью в голосе рассуждает он. - Держимся только для того, чтобы сохранять силу духа внутри коллектива, мы ещё не совсем мёртвяки, выброшенные на сушу. А также для того, чтобы обозначить себя, чтобы заказчики нас не забыли». По словам Дениса, защитными экранами его компания могла бы обеспечить все предприятия области, если бы были контракты с ними, с больницами и т.д. Но их нет. Отдельные вновь работающие предприятия самостоятельно закупают подобные экраны в Москве.
Думаем, уже пора начать раскачиваться нашим властям: продукцию мелкого бизнеса нужно продвигать, она должна быть востребованной, если, конечно, очень этого захотеть.