56

Владимир Путин: «Мы проводим полномасштабное перевооружение армии и флота»

Нынешний визит Путина в Северодвинск – уже пятый по счету. Он посещал город у Белого моря в 1999, 2001, 2008 и 2010 годах. Дмитрий Медведев бывал здесь дважды. И каждый раз после визитов первых лиц государства принимались кардинально важные решения. Еще бы, ведь Северодвинск – не просто город корабелов, а флагман атомного судостроения и судоремонта современной России.

Вместе с тем, градообразующие предприятия Северодвинска, не растеряв военное производство, давно стали на рельсы конверсии. Гражданские заказы выполняются здесь с такой же тщательностью и качеством, как и оборонные.

Трудолюбие горожан позволило сделать Северодвинск современным и красивым, очень чистым городом, приоритетами которого являются развитие научно-промышленного потенциала, привлечение инвестиций, образовательные программы и благоустройство.

Еще в прошлом году Северодвинск вошел в число 35 моногородов Российской Федерации, получивших господдержку за счет средств федерального бюджета. Город получил тогда свыше миллиарда рублей, в том числе на строительство и реконструкцию Архангельского шоссе – 972,7 млн рублей. 1 ноября 2011-го сдан первый участок новой автодороги протяженностью 1,8 км, освоено 324,56 млн рублей. В настоящее время проводится реконструкция следующего участка шоссе протяженностью 2,74 км.

Из Фонда содействия реформированию ЖКХ поступило 40 млн рублей, что позволило в 2011 году заменить 26 пассажирских лифтов в многоквартирных домах.

С 2009 года Северодвинск участвует в федеральном экспериментальном проекте по модернизации школьного питания. За три года на реализацию проекта направлено 107 млн рублей, в том числе из местного бюджета 57,2 млн рублей: выполнен комплексный капитальный ремонт школьных столовых, приобретено современное технологическое оборудование, новая посуда и столовые приборы, новая мебель. Сегодня почти все школьники Северодвинска получают полноценное горячее питание, при этом учащиеся коррекционных классов получают питание бесплатно за счет средств местного бюджета. Такому опыту не грех поучиться и другим муниципальным образованиям региона.

Впрочем, благополучие Северодвинска зиждется на госборонзаказе и конверсионных проектах. А вот тут у горожан и администрации заводов было вполне обоснованное беспокойство, вплоть до вчерашнего дня.

Целых 10 месяцев Министерство обороны и Объединенная судостроительная корпорация, в которую входят оборонные предприятия Северодвинска, не могли согласовать цены по контрактам на 2011 год.

Рассказывает Андрей Гичко, председатель первичной профсоюзной организации «Севмаша»:

– Мы забили тревогу достаточно давно, организовали целый ряд встреч – с первым зам. министра обороны, полномочным представителем Президента в СЗФО, мы встречались со Шмаковым, отправляли письма в адрес премьер-министра… Последнее наше письмо было председателю Госдумы Борису Грызлову; ситуацию нужно было срочно «разруливать».

Наше предложение было следующим: недопустима торговля в таких вопросах; обороноспособность страны для нас – самое главное. Мы сегодня строим лодки для Минобороны, и поэтому какая-то торговля нам вообще непонятна. Ценовые вопросы надо было решать в начале года, чтобы предприятию четко был доведен объем выполняемых работ и финансирования – тогда мы могли бы спокойно планировать свою работу. Но никак не в ноябре – год-то уходит!

Второе: гособоронзаказ – одна из основ существования нашего предприятия. Понятно, что на нем завязано большое количество людей, выполняющих его с должным качеством, как у нас на Севмаше и принято. Мы сегодня говорим: люди должны быть обеспечены работой, потому что это и наши зарплаты, и благосостояние города Северодвинска и всей области.

И, в-третьих, мы задавали вопросы о роли ОСК, которая, по нашему мнению, должна сегодня регулировать вопросы загрузки предприятий, входящих в корпорацию. Тут определяющая роль принадлежит ее президенту Троценко Роману Викторовичу. Если сегодня входящие в эту структуру «Адмиралтейские верфи», допустим, перегружены работой, а у нас – нехватка заказов, то в рамках Объединенной судостроительной корпорации это надо регулировать.

И еще: на уровне государства должен быть принят федеральный закон, в котором было бы четко прописаны «правила игры», которые будут одинаковы и для промышленности, и для ОСК, и для Минобороны, чтобы было понятно: кто и чем занимается, в какие сроки заключаются контракты, и т.д.

После письма в Госдуму, по поручению спикера Грызлова к решению проблемы подключился Владимир Пехтин. С его подачи в Москве на Охотном ряду прошло несколько серьезных совещаний с участием депутатов ГД, Минобороны, ОСК, представителей администраций предприятий и профсоюзных организаций, на которых решился вопрос подписания гособоронзаказа на 2011-й год.

И уже, 9 ноября в Северодвинске, во время визита Путина, судьбоносные для российской оборонки контракты были подписаны:

- контракт на разработку атомного подводного крейсера проекта 885 М;

- контракт на разработку атомного подводного крейсера проекта 955 А;

- контракт на строительство атомного подводного крейсера проекта 885 М;

- контракт на строительство спасательного судна проекта 21300;

- дополнение к соглашению-контракту на средний ремонт атомного подводного крейсера «Новомосковск»;

- контракт на разработку сокращённого технического проекта тяжёлого атомного ракетного крейсера проекта 1144.2;

- контракт на строительство серийных атомных подводных лодок проекта 885 М;

- договор подряда на выполнение работ по разработке рабочей документации, закупке оборудования и материалов, строительству и пусконаладке ледостойкой стационарной платформы №1 на месторождении имени Владимира Филановского;

- договор подряда на выполнение работ по разработке рабочей документации, закупке оборудования и материалов, строительству и пусконаладке центральной технологической платформы и переходного моста ЛСП1-ЦТП на месторождении имени Владимира Филановского;

- договор подряда на выполнение работ по разработке рабочей документации, закупке оборудования и материалов, строительству и пусконаладке платформы жилого модуля №1 и переходного моста на месторождении имени Владимира Филановского;

- акт о завершении ходовых испытаний самоподъёмной плавучей буровой установки «Арктическая».

Перед посещением Севмаша глава Правительства провёл совещание, посвящённое морской части гособоронзаказа на 2012 год. Обсуждались все параметры – ценовые, технические, временные. Затем Председатель Правительства осмотрел на «Севмашпредприятии» атомный подводный крейсер «Александр Невский».

Поднявшись на борт, Путин заслушал доклад командира корабля, который рассказал, что «Александр Невский» (проект 955 «Борей») в конце октября впервые вышел в море на ходовые заводские испытания.

Премьер поздравил подводников, построившихся на палубе крейсера, с успешным проведением испытаний. Экипаж дружно прокричал «ура».

Атомный подводный крейсер «Александр Невский» – уже второй корабль проекта «Борей» – заложен на «Севмаше» в 2004 году и относится к классу ракетных подводных крейсеров стратегического назначения четвертого поколения. Такие субмарины являются штатным носителем для межконтинентальных баллистических ракет «Булава». Стоимость крейсера «Александр Невский» оценивается в 23 млрд рублей. Испытания лодки планируется завершить в следующем году.

Церемония подписания контрактов по гособоронзаказу началась в 15.40 в конференц-зале заводоуправления «Севмаша». Буквально за полчаса в подписанных документах были четко обозначены и зафиксированы перспективы развития российского флота и оборонного комплекса на пятилетку вперед. Но чтобы прийти к таким соглашениям, понадобилась многомесячная и кропотливая работа множества военных и гражданских специалистов.

После подписания контрактов к прессе подошли два вице-премьера, Сергей Иванов и Игорь Сечин. Они сообщили, что в государственной программе на 2011-2020 годы предусматриваются невиданные ранее для России средства в размере свыше 20 триллионов рублей. Из них более 4 триллионов ассигнуется на перевооружение нашего морского флота. И сегодня были подписаны очень крупные контракты, связанные с подводным судостроением, как стратегических атомных ракетоносцев проекта 955 А «Борей», так и многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 М «Ясень».

Действие этих контрактов рассчитано на несколько лет; некоторые из них будут выполняться вплоть до 2016 года. Только в этом году предприятия ОСК получат свыше 10 миллиардов рублей, а общая стоимость контрактов превышает сотни миллиардов.

Вице-премьер Иванов также подчеркнул:

- Буквально вчера президентом России был подписан закон о поддержке отечественного судостроения и судоходства. Это очень серьезный и солидный документ, в т.ч. финансового характера, о поддержке нашего судостроения.

Через неделю-две на военно-промышленной комиссии мы рассмотрим проект гособоронзаказа на 2012-2014 годы, с тем, чтобы, как и поручал Председатель Правительства, представить его на подпись к 1 декабря этого года. Это даст возможность как заказчикам, так и исполнителям заключать с 1 декабря контракты на последующие годы.

Т.е. наконец-то была решена проблема с системной и заблаговременной работой по государственному оборонному заказу, выработана схема, которая позволяет всем сторонам выстраивать свою работу планово и на единой основе. Ситуация нынешнего года, когда в ноябре подписаны контракты на уже уходящий год, повториться не должна.

Владимир Путин в этот день заявил:

- Только что в рамках размещения государственного оборонного заказа был подписан ряд важных контрактов на разработку и строительство военной морской техники, и не только военной, но и гражданской.

Напомню, что в Государственной программе вооружения на 2011–2020 годы на комплексное переоснащение Военно-морского флота мы заложили около 4,7 трлн рублей, причём треть этих средств будет выделена в ближайшие пять лет.

В этом году на строительство атомных подводных лодок, фрегатов, судоремонт, техническое обслуживание кораблей в федеральном бюджете предусмотрено более 85 млрд рублей. На 2012 год эта сумма – уже 93 млрд рублей.

Сегодня подписаны контракты более чем – половина этой части по линии Министерства обороны – на 280 млрд рублей. Уверен, что реализация, по сути, беспрецедентной как по задачам, так и по выделенным ресурсам программы вооружения позволит нам провести полномасштабное перевооружение армии и флота, коренным образом обновить материально-техническую базу ВМФ, создать группировку морских стратегических ядерных сил из атомных лодок четвёртого поколения, закупить современные надводные корабли, провести модернизацию и ремонт действующей техники.

Основную ставку мы намерены сделать, конечно, на российские предприятия. И наша судостроительная промышленность должна быть готова к серийному выпуску перспективных образцов техники и вооружения, которые полностью соответствуют современным требованиям, задачам, которые стоят перед российским флотом, причём нам нужна самая качественная продукция, разумеется, по экономически обоснованным ценам. Об этом мы сегодня очень серьёзно и достаточно подробно с утра говорили и с министром обороны, его коллегами, заместителем Председателя Правительства, председателем ВПК (Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации) – говорили как раз об экономической обоснованности предъявляемых цен. Разумеется, сами предприятия ВПК должны иметь достаточный запас средств, приемлемый уровень рентабельности, чтобы развиваться, чтобы проводить собственную модернизацию, создавать условия для притока перспективных молодых кадров – инженеров, техников и рабочих.

Замечу, что Министерство обороны закладывает в контракты рентабельность 20% – этого вполне достаточно для реализации вышеуказанных целей. Более того, заказчик, Министерство обороны, согласно обозначить рентабельность и больше – 30%, даже, возможно, 35%, но только в том случае, если будет ясно и чётко понятно, что эти средства пойдут на модернизацию предприятий. Это нужно будет дополнительно доказать. Многое, конечно, нужно менять и в самой деятельности оборонных предприятий – снижать издержки, избавляться от неэффективности.

И ещё. Мы тщательно проанализировали причины, которые привели к проблемам при размещении госзаказов. Здесь целый комплекс проблем! Обязательно нужно этим заниматься и в будущем. Именно в этой логике принято решение размещать госзаказ не на один год, а на три или, как по некоторым контрактам сегодня, на семь лет. Это позволит предприятиям планировать и ритмично строить свою работу. Наши масштабные планы по обновлению армии и флота должны быть выполнены – это важнейшая общегосударственная задача. Хочу пожелать и судостроителям, в том числе и севмашевцам, всем работникам российского ОПК успехов в этой сложной, ответственной работе.

Кроме того, как я уже сказал, и по гражданской части заключён ряд контрактов. Сегодня «Лукойл» подписал целый пакет контрактов на строительство стационарных платформ для освоения следующего нефтегазового месторождения – имени Владимира Филановского. Всего в освоение и разработку, как я уже сказал, компания вложит очень солидные деньги, и с учётом затрат на береговую инфраструктуру инвестиции превысят 500 млрд рублей.

Со своей стороны окажем судостроителям необходимую поддержку, включая законодательную. Здесь принят целый пакет поправок. Мы сейчас это обсуждали. Эти поправки очень своевременные и в значительной степени облегчают работу в этой сфере экономики. Чётко прописан ряд механизмов, которые должны стимулировать бизнес, компании с государственным участием по максимуму загружать заказами российских дилеров. Это для нас очень важно, очень важно для наших производителей, особенно для нового судостроительного кластера, который формируется на Дальнем Востоке.

Нам нужна вся линейка гражданских и морских, и речных судов - от атомных ледоколов и супертанкеров до судов специального назначения. Мы будем такую работу последовательно проводить вместе с нашими научными центрами и бизнесом.

Еще один участник церемонии подписания, депутат Государственной Думы Владимир Пехтин, приложивший немало усилий, чтобы приблизить этот день, дал такую оценку произошедшему:

– Хочу всех поздравить с подписанием контрактов. Наконец-то выработана общая позиция, которая позволяет и Министерству обороны, и администрации оборонных предприятий, и в целом «Объединенной судостроительной корпорации» начать работать по новым принципам и новым правилам формирования цен. Это решение множества проблем: от формирования цены продукции и ее качества до дальнейшего заключения контрактов.

Новые подходы, может быть, в какой-то степени затянули подписание контрактов, но они способствуют правильной оценке наших ресурсов. Сегодня поставлена точка именно в формировании системы подходов по укреплению обороноспособности нашей страны. Свершилось то, к чему мы шли практически месяц: проводили совещания, реагировали на озабоченность тружеников градообразующих предприятий Северодвинска, всех северодвинцев. Мы выполнили свою главную задачу – в должной мере заботиться о благосостоянии граждан.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно



Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах