В рамках федеральной программы «Больших гастролей» Рязанский и Архангельский театры драмы совершили обменные гастроли и представили в двух городах по 6 спектаклей. Для некоторых коллег из Рязани гастроли оказались далеко не первым посещением Архангельска.
- Мы привезли спектакли, которые диаметрально отличаются друг от друга, - сказал директор Рязанского театра драмы Семён Борисович Гречко. – Мы очень рады, что смогли к вам приехать, и благодарен за такой тёплый приём.
- Я работал в этом театре с 1985 по 1987, - рассказал артист Рязанского театра драмы Юрий Борисов. – И уехал отсюда тридцать три года назад. То время – время моей юности, время, когда я только начинал. Мне посчастливилось работать с великолепными артистами, например, с Сергеем Плотниковым. Много с кем, боюсь, всех не назову. Это были великие артисты и прекрасные товарищи. Приехать сюда снова очень волнительно для меня. С трепетом жду начала спектакля, чтобы вновь выйти на Архангельскую сцену.
Архангельский театр драмы
Спектакли, которые Архдрама привезла на суд рязанского зрителя, также совершенно друг на друг на похожи по жанру, материалу. После каждого показа артистов провожали аплодисментами стоя.
«Чёрная курица» (пьеса – А. Погорельский, режиссёр – А. Кичик)
«Очень понравился ваш спектакль, спасибо за сказку! Больше всего понравилась Чёрная Курица (Вадим Винтилов)», - Лиза, ученица 1-го класса. «Интересно, но местами мне было очень страшно! Но это ничего, так бывает», - Наташа, ученица 1-го класса. «Ревизор» (пьеса – Н.В. Гоголь, режиссёр – А. Тимошенко)
«Очень понравилось! Я сейчас как раз перечитываю пьесу. Здорово, что по тексту и при этом сцены такие яркие. Приятный музыкальный спектакль. Кажется, что даже смешнее, чем у Гоголя», - Дарья Казакова (11й класс) и её мама Алла. «Мы часто ходим в Рязанский театр, а с вашим ранее не были знакомы. Приятно удивили! Мы приверженцы классических постановок, потому порадовало то, что не теряя текста гоголя, вы нашли столько нового, современного, смешного. Не можем обойти стороной и музыкальное сопровождение. На роль Городничего идеально подходящий артист (Евгений Нифантьев). Подвижность в спектакле, динамика радует. Не теряя внимания, следим за перестановками, ловим ясный текст, - очень интересно! Спасибо вашему театру!», - Татьяна, инженер-конструктор и Иван, преподаватель Рязанского Радиотехнического Университета.
«Царь Эдип. Прозрение» (пьеса – Софокл, режиссёр – А. Тимошенко)
«Интересны оказались вкрапления русского текста в трагедию Софокла. У нас в театре чаще совершенно другой материал, другие спектакли. Непривычно, но интересно», - Татьяна, бухгалтер. «Форма непривычная для меня оказалась. Но по ходу спектакля влилась, стала понимать, что происходит на сцене. Эдип (Александр Дубинин) и Иокаста (засл. арт. РФ Елена Смородинова) очень понравились, не могу их не отметить», - Нина, экономист. «Ансамбль артистов шикарный! Слаженная работа на сцене. До сих пор под впечатлением, мысли путаются. Мне нравится такая форма спектакля», - Алина, студентка РГУ им. С.А. Есенина.
«Мы сидим с подругой обсуждаем до сих пор. Я вообще долгое время жила в Архангельске, хотелось прийти поздороваться хотя бы из зала. Поражает уровень качества сцен.речи, сцен.движения. Совершенно изумительная пластика. Самые добрые слова вашему театру. Спасибо, что приехали!», - Татьяна, радиотехнический инженер и Светлана, пенсионер.
«Скупой, или Школа лжи» (пьеса – Ж.-Б. Мольер, режиссёр – А. Кичик)
«Спектакль на высоком уровне. Актёрская игра бесподобна: меня бросало из смеха в слёзы. Побольше бы таких спектаклей», - Татьяна, бухгалтер.
«То, что мы аплодисментами не отпускали так долго ваших актёров со сцены - уже показатель того, как сильно нам понравился ваш спектакль. Получили огромное удовольствие от просмотра. Сейчас и так в жизни много проблем, а здесь мы с подругой очень хорошо отдохнули, приятно провели вечер с вашим театром. Понравился органичный Клеант (Михаил Кузьмин), Гарпагон (засл. арт. РФ Сергей Чуркин), в котором прослеживается мощь и стать, очаровательная Фрозина (засл. арт. РФ Елена Смородинова)», - Ольга, домохозяйка, Ольга, работник рязанского радиозавода.
«Морозко» (инсценировка и режиссёр – А. Тимошенко)
«Волшебная сказка. Мне и моему ребёнку очень понравилось. Столько красивых песен, такие красивые сцены!», - Ирина, мама Лизы, 5 лет.
«Я читала сказку, и оттого было интересней смотреть – и даже несмотря на то, что сюжет немного отличается. Звери понравились больше всего (Евгений Нифантьев, Тамара Волкова, Вадим Винтилов), и Настенька (Мария Беднарчик)», - Мария, 9 лет.
«За двумя зайцами» (пьеса – М. Старицкий, режиссёр – А. Горбань)
«Спектакль произвёл сильное впечатление. Столько эмоций, что сразу словами не передать. Очень музыкальный спектакль, шикарные костюмы, сложные декорации, тонкий юмор. Игра актёров просто гениальная! Спектакль длился три часа, но время пролетело как мгновение. Взгляд был прикован к сцене. Спасибо артистам за фейерверк эмоций. Будем ждать новых встреч», - Ольга (комментарий из Инстаграма).
Множество отзывов до сих пор приходят в соц.сети и сообщения театра, и оттого можно смело говорить, что гастроли прошли успешно.
Рязанский театр драмы
Открыл гастроли в Архангельске Рязанский театр детским спектакль «Волшебные сны Кузьмы» (пьеса – П. Высоцкий, И. Дмитриев; режиссёр – А. Кудря). Сказка для детей и взрослых рассказывает о Кузьме, жене его Варваре и дочке их Феклуше. Кузьма стал заглядываться на соседский дом – мебель там заморская, сам дом каменный. «Живут же люди!» восклицает Кузьма. Благодаря старичку Ох, Кузьма обретает волшебную силу, которая позволяет ему заполучить всё, что душа пожелает. Но, как и в «Золотой рыбке» у А.С. Пушкина, ни к чему хорошему это не приводит. Но события, приключившиеся с Кузьмой, учат не только его, но и всех в зале ценить то, что есть.
Первым спектаклем на основной сцене стала комедия «Школа соблазна» (пьеса – В. Азерников; режиссёр – М. Есенина). Спектакль наглядно рассказывает и показывает то, насколько сильными могут быть женщины, если у них есть конкретный план, по которому они могут действовать. Так, одна главная героиня предлагает другой план «Как за двенадцать дней сделать из любовника мужа», совершенно не подозревая, кем является любовник её подруги. Комедию архангельский зритель принял более чем хорошо – в зале часто звучал смех, а в конце спектакля артистов долго не отпускали, бурно им аплодируя.
В третий день рязанцы удивили архангельскую публику спектаклем «Фауст» (пьеса – И.В. Гёте; режиссёр – Д. Акриш). Ещё до начала спектакля зрителя погружают в напряженную атмосферу гулом, беспрерывно раздающимся в зале. Два часа без антракта удаётся видеть самый наглядный пример условного театра – минимум декораций и костюмов. Главный инструмент – это театральный свет, благодаря которому подсвеченный дым становится невероятно правдоподобно похож на настоящий огонь – и вот в зале уже звучат восторженные, пусть и тихие «ого». Почти весь спектакль в зале стояла абсолютная тишина, и лишь изредка зрители поворачивались друг к другу и что-то шептали. Вплоть до поклона реакция зрителей была непонятной. Но по окончании спектакля весь зал встаёт и аплодирует артистам стоя.
Следующим вечером архангелогородцам представили спектакль «Касатка» (по произведению А.Н. Толстого; режиссёр – У. Макарова). С первых минут спектакля зритель погружён в атмосферу классического театра, и в воздухе будто витают пылинки «высокого искусства». В зале вновь стоит тишина – зритель вовлечён. Не ощущается четвёртая стена, и словно вы сами сидите рядом с Князем, Касаткой и Желтухиным, рассуждая, как вам быть дальше.
Утром в воскресенье была показана страшно поучительная сказка для детей и взрослых «Как Настенька чуть Кикиморой не стала» (пьеса - В. Илюхов; режиссёр – засл. арт. РФ О. Пичурин). Спектакль, на котором артисты из Рязани получили больше всего цветов. Стесняясь, дети поднимались на сцену к Бабе Яге, Коту Мафоне, Домовому и Настеньке с Алёнушкой. Сказка завлекает своей зрелищностью и характером персонажей. Баба Яга не такая злая, как во всех сказках, и Настю она хочет украсть вовсе не для того, чтобы съесть, а чтобы перевоспитать неряшливую и грубую девчонку.
Последним рязанцы представили комедию положений «Клинический случай» (пьеса – Р. Куни; режиссёр – засл. арт. РФ О. Пичурин). С самого начала зритель смеётся без стеснения, иногда даже заглушая громкостью своего смеха речь артистов. Глупость ситуаций, в которые попадают герои спектакли, абсурдна, но всё же реальна.
Артисты Рязанского театра, безусловно, покорили своей энергией архангелогородцев. Это подтверждают отзывы о спектаклях.
«Конечно, можно привыкнуть ко всем мерам – носить маски постоянно, соблюдать дистанцию. Но важно понимать, что это не нормальное состояние. И показы спектаклей – это возможность для людей понять, что жизнь продолжается. И мы рады, что удаётся знакомиться с новыми театрами и налаживать дружеские связи», - подытожил директор Архангельского театра драмы Сергей Самодов.
«Большие гастроли» в рамках межрегионального направления организованы Федеральной дирекцией музыкальных и фестивальных программ «РОСКОНЦЕРТ» при поддержке Министерства культуры РФ.