Людмила МОРЕВА - мастерица с золотыми руками. К ней приезжают учиться из других регионов и даже стран. О том, как увлечение изменило её жизнь, мастерица рассказала сама.
«Я боялась, стеснялась, но не отпускала меня эта идея», - говорит Людмила Никифоровна.
Знак свыше
- Расскажите, как начался ваш путь?
- Я работала в детском саду, преподавала детишкам лепку и рисование. Во время обучения показывала картинки фигурок как образец но однажды, задумалась о создании своих собственных игрушек из глины. Слепила фигурку, но она вся развалилась. Я ж ничего не знала, поставила на батарею заготовку, она и распалась на кусочки вся. И так ещё с несколькими фигурками всё шло наперекосяк! Когда наступили 90-е годы, пришлось думать, как прокормить семью, где взять денег, помимо основной работы... «А я ведь леплю...» - подумала я тогда, но навыка было недостаточно, чтобы лепить такие статуэтки, которые могли бы купить люди. Тогда я вспомнила про одного своего родственника, Дмитрия. Он однажды подарил моим детям глиняную свистульку. Позвонила ему, узнала, где и у кого Дима обучался лепке из глины. Мастер Гита Ивановна Гуревич пригласила меня, такую взрослую ученицу, и стала лучшим наставником, который открыл мне мир керамического мастерства.
- Почему именно лепка из глины, а не какое-либо другое творчество?
- Не знаю почему, но в моей голове застряло: «Ты должна лепить», знак свыше какой-то. Не отпускала меня эта идея. Когда я первый раз пришла к своему мастеру, меня попросили показать свои умения. Я так боялась, стеснялась, краснела, но в конце занятия из уст Гиты Ивановны прозвучало: «Руки у тебя хорошие! Дело пойдёт!» - Знаете, я эти слова на всю жизнь запомнила! Так и стала я учиться основательно этому ремеслу.
- И все эти годы вы не бросали своего дела?
- С лепкой меня так и не отпускало. Вот раньше, помню, уложу детей спать, на работу вставать рано, а сама сижу и до часу ночи фигурки леплю. Игрушки дарила, какие-то потихонечку продавала, Так и экономила в 90-е. Потом, конечно, стало полегче. Три года я всё копировала какие-то игрушки, которые где-то удалось подсмотреть. Но спустя время я задумалась, что вроде и леплю, а вот своих собственных произведений нет. Не было чувства, что слепленные игрушки - мои. Тогда решила, что пора заканчивать с этим делом. Для детского сада уже достаточно налепила, а раз чувства собственного творчества не возникает - зачем тогда? Но мой мастер, Гита Ивановна, остановила. «Люда, не бросай,- говорила она мне,- Ты поймёшь как надо, когда второе дыхание придёт».
«А этого жёнушка ждёт»
- И Гита Ивановна оказалась права? Вы ведь, Людмила Никифоровна, до сих пор продолжаете создавать чудеснейшие керамические изделия.
- Конечно же, я послушала своего наставника. Когда поехала в Верхнюю Золотицу, в деревню, где родилась, накопала там глины, и тут же принялась за работу. В родительском доме и слепила первую СВОЮ СОБСТВЕННУЮ глиняную игрушку. И вновь ко мне вернулись те силы, то желание творить! Налепила целую коллекцию, квартиру обставила. А однажды ко мне в гости пришла Ольга Михайловна Жданова, она работала в отделе культуры Приморского района. Она посмотрела на статуэтки и предложила мне открыть первую персональную выставку керамических изделий в администрации района. Чуть позже, Татьяна Невзорова, соседка моя, увидев глиняные игрушки, предложила изготовить целую серию работ по сказкам Степана Писахова. Татьяна работала в музее «Малые Корелы», поэтому моя вторая персональная выставка состоялась именно там. А после - понеслось!
- Как удалось найти свой стиль? Что вас вдохновляет?
- Так как я родилась в деревне, я вдохновлялась её атмосферой, бытом людей. Лепила мужичков с задорным прищуром, деревенских женщин. Так же, как наш северный писатель Степан Писахов, взялась и за нашего родного Сеню Малину. Знаете, самое большое счастье для меня, это когда люди, которые приходят на выставки, смотрят на мои глиняные композиции и комментируют: «Ваши работы так на вас саму похожи!» А ещё мне очень нравится слушать посетителей выставок, о том, что они говорят про мои фигурки. И так удивительно, когда глядя на мою работу, люди начинают сами придумывать какие-то истории по ним, характеристику персонажам дают: «Вот этот, наверное, глупенький, а вот этот настоящий весельчак!»; «Вот этот только что рыбы наловил, а этого женушка дома ждёт!»
- Что для вас является самым важным в работе с глиной?
- Работа должна светиться от счастья и любви! Над каждой статуэткой я тщательно тружусь. Бывает, смотрю, а вот к этому носу, ну никак такие глаза не подходят! И начинаю лицо переделывать, бывает, по много раз снимаю его. Иногда нужно положить работу, чтоб она «отдохнула», и только потом вновь браться за неё. Но главное правило: мои глиняные статуэтки должны излучать добро и свет!
- И к чему же, по итогу, вас привело творчество?
- 12 лет вела лепку и рисование в детском саду. А когда детки уходили в школу, то мне хотелось дальше быть проводником в чудесную страну керамического мастерства для своих учеников. Не хотелось ограничиваться программой детского сада. Поэтому я создала кружок для школьников, где продолжала обучать ребят лепке. У меня есть ученики, которые занимались с четырёх лет вплоть до 8-ого класса! Больше 20 лет я месила глину детям, но руки стали не выдерживать уже такого, поэтому, решила двигаться дальше. Создала ещё кружок для взрослых, где тоже начала учить людей искусству керамики. Первыми взрослыми учениками стали воспитатели из родного детского сада. Сейчас работаю руководителем клубного формирования по керамике в Музее народных промыслов и ремёсел Приморья. Позади уже много региональных, областных, международных выставок, а с них наград. Ко мне приезжают люди из других городов и стран, чтобы прикоснуться к мастерству создавать глиняные статуэтки, в которых селится душа. И, знаете, я безумно благодарна судьбе за встречу с таким мастером, как Гита Ивановна. Если б не Гита Ивановна, то жизнь у меня была другая. Ничего из этого не было бы без неё.
Фото из архива Л. Моревой
Людмила Никифоровна МОРЕВА родилась в 1962 году в деревне Верхняя Золотица, в Приморском районе. Окончила Архангельское педагогическое училище. С 1986 года работала в детских садах, одновременно ведя кружок по лепке в Музее народных промыслов и ремёсел Приморья. Замужем, имеет двух сыновей, четырёх внуков.