Примерное время чтения: 7 минут
327

Кто они - поколение, способное «поймать» деревенскую историю?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. «АиФ в Архангельске» №43 01/11/2021
Фото Дианы Смыковой / АиФ-Архангельск

Целый год 18-летняя архангелогородка, фотограф Диана Смыкова путешествует по северным деревням. Что она увидела?

«Архангельская область выглядит в глазах людей безнадёжно: умирающие после распада СССР деревни, растворяющаяся в прошлом локальная культура, миграционная убыль молодёжи, пустынные северные пейзажи. Но если присмотреться и проникнуться, за этой белой пеленой стоит колорит, похожий на сказку, отсылающую в далёкое прошлое: природа, обряды, заговоры, поверья, народные промыслы», - рассказывает исследовательница.

Уже несколько лет Диана путешествует по разным странам, в погоне, как она сама говорит, за эскапическими детскими мечтами и «лучшим» будущим. (Эскапизм - избегание неприятного, скучного в жизни, особенно путём чтения, размышлений о чём-то более интересном. - Ред.). 

 

 

«Кинайте пилы: война!»

- Диана, у тебя как-то называется проект? Ты путешествуешь, фотографируешь, а что дальше?

- Да, это фотопроект о Русском Севере, называется «16х9проект». Он будет представлен на выставке в 2022 году, а также в фотокниге.

- Какие мысли у тебя возникли после первой поездки в деревню?

- У меня не было конкретных ожиданий, но всё-таки очень хотелось застать «старину», а не остатки советского прошлого. Например, первая экспедиция была в Пинежье - это вообще интереснейший район с культурной точки зрения: различные верования и их переплетения, богатая мифология, фольклор. И что-то сверхъестественное, конечно: «знаткие», икота, заговоры. К сожалению, сейчас это по большей части остаётся разве что текстом в старых книгах, но то, что всё это действительно было, чувствуется. Иногда получалось найти людей, которые сохраняют в себе остатки локальной культуры, есть даже те, кто специально это собирает. Таких старожилов осталось мало, и сейчас деревенские бабушки скорее расскажут о колхозе и тяжёлой работе, чем о народных песнях и заговорах. Кажется, что деревенские бабушки живут памятью. Памятью о прошедшем: о том, как было в деревне при Советском Союзе, в котором, безусловно, было «весело, ладно и хорошо», о детях, которые разъехались и лишь изредка приезжают навестить, о работе в колхозах и совхозах. История любой деревни по сути соткана из жизней местных жителей, из их судеб и дел.

- Расскажи о старожилах?

- С Александрой Александровной я познакомилась в Кенозерье. Она родилась на берегу Кенозера (Плесецкий район.  - Ред.) 91 год назад и прожила всю жизнь здесь, сначала- в деревне Зехнова, а потом перебралась с дочерью, которая её «досматривает» (досматривать - жить с родителем до его смерти. - Ред.), на другой берег озера, в Вершинино, потому что здесь есть какая-то жизнь, да и население побольше. Она всю жизнь трудилась в колхозе, работала на лесозаготовке и трактористом, пережила трудные и голодные времена Великой Оте­чественной войны. Одно из её ярких воспоминаний такое. «В Зехновой мужики раскатывали сарай, дак они все старинные вещи вынесли, все! Я до чего доругалася. Всё на болото вынесли. Комсомольский билет даже! Я не могу, даже заболела сильно тогда. Взяли и всё сожгли». Или про то, как началась война. «Мы были в лесу на заготовке, - так она вспоминала. - Прибегат девка одна, руками махат, мол, ребята, кинайте пилы: война прозвонилася! Все подьте домой». Вот от прикосновений к таким чутким и близким воспоминаниям пробирает дрожь. И даже, несмотря на сожжённый комсомольский билет, память о былом времени хранится бережнее и надёжнее всего.

Фото Дианы Смыковой

- Как бы ты описала местных жителей? Что их объединяет сегодня?

- В деревнях на Севере живут очень закрытые, спокойные люди, хранящие в себе большую глубину. Как правило, здесь традиционные семейные ценности. Именно поэтому здесь можно сделать много открытий, если ты интересуешься историей и культурой своей Родины. Здесь истории витают в воздухе - и люди их помнят, знают, сохраняют. И, конечно, здесь всё гораздо проще, без напыщенности, в том числе это и про отношения между жителями: попросить о помощи или прийти на помощь - всё совсем не так, как в городе. Для меня ярким отличием от городского жителя ещё остаются отношения с природой - здесь это тандем, сотрудничество, уважение, а не потребительство. Философия жизни совсем другая - по-своему медленная, вдумчивая, без лишних движений и слов.

Домой, на малую родину

- Как бы ты объяснила молодёжи, зачем нужно ехать в деревню? Ведь можно поехать в другие страны, например, так было принято последние годы - все рвались за границу - посмотреть, что там?

- Мне кажется, что многие уже осознали ценность нахождения в непосредственной близости к природе. Деревня очень заряжает и наполняет, особенно на контрасте с городами. Конечно, здесь можно заниматься примерно тем же, что и мы - знакомиться с культурой и вести свою деятельность, связанную с преобразованием этой информации. Но в остальном сельский туризм больше про дауншифтинг и умение замедлиться, насладиться моментом и тишиной, чего обычно очень не хватает в наше время. Я, например, в последнее время создаю очень классный темп жизни здесь: работаю удалённо, занимаюсь искусством, отдыхаю, наполняюсь рядом с природой. Нельзя сравнивать деревни и заграницу: это разный вид отдыха и путешествий. Я была в двадцати с лишним странах, но это не мешает мне кайфовать от приезда в деревню, иногда я это делаю даже не из-за творческой работы, а просто для того, чтобы перезагрузиться. Думаю, что стоит совмещать это и устраивать себе отдых, путешествия в зависимости от состояния и потребностей.

 

- На твой взгляд, надо ли развивать такой локальный деревенский туризм?

- Туризм - это не всегда хорошо для деревни, но он остаётся способом сохранения локальной культуры и истории, да и вообще деревни. Есть организации и комплексы, благодаря которым у местных жителей появляется работа - так и туристы довольны, и деревня продолжает жить. Важно, чтобы всё это было экологично по отношению к местным жителям и природе.

- После десятков стран, в которых ты побывала, всё-таки в чём особенность Русского Севера?

- Во всех точках планеты живут разные люди с разной культурой и разными ценностями, все места - особенные, очень сложно их сравнивать между собой. Для меня ключевая особенность Русского Севера в том, что это моя малая родина, и приехала я сюда только после длительных путешествий по всему миру. Меня сюда тянет.

Досье:

Диана Смыкова родилась в 2003 году в Архангельске. Как фотораф и художник Диана успела посотрудничать с Молодёжным правительством АО, авиакомпанией S7, Стрит Арт Музеем Санкт-Петербурга, Кенозерским национальным парком.

Людмила Печугина
Фото Дианы Смыковой

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах