Колокольня из линейки. Утраченные церкви возродили в макетах | Фотогалерея
«Лет 5-6 назад мне пришла идея - собрать коллекцию уменьшенных копий утраченных церквей и показать эту красоту людям, - рассказал «АиФ» Александр МИНИН, предприниматель и коллекционер. - Я сам родом из Онежского района, помню, ещё мальчишкой видел храмовый ансамбль в селе Чекуево, он очень сильно мне запал в душу, и я до сих пор помню его красоту и гармонию. К сожалению, сейчас этого ансамбля уже нет».
Деревянные церкви Онежского района известны своей красотой и неповторимостью. Раньше в Онежском уезде было более 200 церквей и не было ни одной одинаковой. Мастера, плотники строили на века - строения были крепкие, некоторым из них сейчас по 200-300 лет, но другие, к сожалению, уже не вернуть. «Одни церкви сгорели, вторые сейчас в аварийном состоянии», - говорит коллекционер. Вместе с братом Михаилом они создавали эти уникальные собрания по эскизам, фотографиям, архивным документам.
«Все предметы были изготовлены так же, как и раньше рубили эти церкви. Берутся заготовки, из них делаются круглые брёвнышки, и так по брёвнышкам складывается церковь». Видно, что в макетах мастер старался уделить внимание и деталям. Православные кресты, которые венчают купола, - размером со спичку, совсем маленькие, но сделаны по всем канонам. А купола даже покрыты лемехом, а вот церковные шатры и крыши сделаны из обычных ученических линеек. Что это за макеты?
Храмовый ансамбль в селе Чекуево
Церковь Успения Богоматери (1675 г.), церковь Сретения Господня (1677 г.), церковь Преображения Господня (1687 г.), колокольня (1740 г.).
Храмовый комплекс, сейчас полностью утраченный, был расположен на берегу реки Онеги впереди застройки села. В Чекуевском ансамбле тема шатра отступает на второй план и главное положение занимает декоративная пластика завершений. Успенская церковь представляла собой восьмерик на четверике, покрытый восьмигранной формой. Кубовая Сретенская церковь отличалась стройными пропорциями основного четверика и насыщенным декоративными деталями верхом. Преображенская церковь - это крещатый сруб, над которым возвышается четверик, Преображенская церковь сохранялась до 1960-х годов.
Храмовый комплекс в селе Ворзогоры
Никольская церковь (1636 г.), Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы (1739 г.), колокольня (1862 г.).
Обычно храмовые комплексы включали различные по архитектуре постройки, но в Ворзогорах церкви похожи друг на друга. В основании они имеют квадратные срубы, завершавшиеся пятью главами. Главы Введенской церкви были не такие, как на Никольской, а с прямыми шеями, как всегда делалось на традиционных деревянных храмах. Они выглядят более стройно. Колокольня - типичная для нижней Онеги постройка, имеет основание в виде высокого четверика, переходящего в низкий восьмерик. В советское время на Никольской церкви остались только две из пяти глав, однако в настоящее время пятиглавие восстановлено и церковь реставрируется. Храмовый комплекс не является утраченным.
Храмовый комплекс погоста Усть-Кожа
Церковь Климента папы Римского (1695 г.), церковь Воздвижения Креста Господня (1769 г.), колокольня.
Церкви составляли диагональную пространственную композицию на берегу реки Кожи. Климентовская церковь отличалась небольшим объёмом и стройностью. Высота основного четверика более чем в два раза превышала его ширину - такими пропорциями не обладала ни одна подобная церковь. Крестовоздвиженская церковь представляла собой компактный высотный объём. Есть предположение, что ранее эти церкви были соединены между собой переходом. Ансамбль погоста представляет собой наиболее распространённую на нижней Онеге композицию.
Храмовый ансамбль в селе Турчасово
Церковь Преображения Господня (1786 г.), церковь Благовещения Богородицы (1795 г.), колокольня (1793 г.).
Ансамбль составлял треугольную пространственную композицию. Памятники стояли на высоком берегу Онеги, в центре большого «гнезда» деревень. Самым значительным сооружением была церковь Благовещения Богородицы, архитектурное решение было сложным, но традиционным для Поонежья. Церковь сгорела в 1964 году.