В октябре в столице поморья вспоминают о страшной трагедии - 102 года назад здесь прогремел один из самых мощных и опасных взрывов в мировой истории, погибло более 600 человек. Была ли то диверсия или простая халатность?
«Обеденный» взрыв
Пароход «Барон Дризен», принадлежащий Северному пароходному обществу, пришёл в Архангельск из Нью-Йорка 17 октября 1916 года. На борту было около 4 тысяч тонн военного груза - боеприпасы, в том числе с удушливым газом, различное военное оборудование.
То было время Первой мировой войны - время, когда в Архангельск регулярно приходили корабли с военными грузами, боеприпасами и техникой. Пароход пришвартовали в порту Бакарица.
И вот днём 26 октября, когда все рабочие ушли обедать, в носовой части трюма произошёл сильный взрыв. Он был такой силы, что на берегу образовались огромные воронки - около 60 и 40 метров в диаметре. У соседнего британского судна снесло взрывной волной мачту, трубу и все палубные надстройки. Было разрушено каменное здание электростанции, обрушилось и здание пожарного депо - под его обломкам погибло нескольких человек, затонул буксирный пароход «Рекорд» и стотонный кран. Соседние причалы и ещё два крана оказались повреждены, сгорела почтовая баржа. Огонь, усиленный ветром, стал переходить от одной постройки к другой - сгорели 27 бараков и 5 строений. А 49 пришвартованных рядом судов, на некоторых тоже была взрывчатка, стали по очереди взлетать на воздух.
К месту взрывов были направлены все архангельские тральщики, буксиры и пожарные команды, даже из Вологды. Они пытались отводить от пристаней пароходы, чтобы спасти их. Эвакуировать людей и спасать раненых приходилось как на войне - вокруг рушились постройки, взрывались боеприпасы, распылялись отравляющие газы. Пострадавших отвозили по лазаретам - всего их было специально открыто 19. Пожары и взрывы продолжались ещё несколько дней. Закончилась катастрофа только тогда, когда в деревянной Бакарице сгорело всё, что возможно.
Халатность или диверсия?
По официальным данным, в катастрофе погибло более 600 (кто-то говорит о 800 . - Ред.), а раненых и пострадавших насчитывают до 1 тыс. 166 человек. Из них 51 иностранец. Было уничтожено около 30 тысяч тонн военных грузов. Убытки составили 80 миллионов золотых рублей. Многие пристани были серьёзно повреждены и требовали перестройки.
Сразу же после катастрофы «Барона» была назначена следственная комиссия для расследования причин катастрофы. В начале века уже произошло немало случаев подрыва кораблей, так что резонно было подумать на диверсию со стороны Германии, с которой велась война.
Следователи выяснили, что начальником разгрузочных работ в Бакарице был немец Эдмунд Мелленберг, в документах которого была пометка: «Причастен к делу военного шпионажа в пользу Германии». Капитан корабля и два его помощника - тоже немцы по национальности - были в момент взрыва не на корабле, а в городе. Всех их арестовали.
Однако улик против всех них не было. Тогда внимание обратили на единственного выжившего моряка «Барона» - боцмана Павла Полько. На допросах он признался, что был подкуплен во время стоянки в Нью-Йорке германским агентом. Его приговорили к расстрелу.
Два года назад на Бакарице был установлен памятник жертвам Первой мировой войны - фактически именно жертвам того самого взрыва. На мемориальной доске написано именно о вражеской диверсии. Но узнаем ли мы сейчас правду - была ли виной смерти нескольких сотен человек вражеский подрыв или простая халатность в организации безопасности?
При подготовке использован материал из книги Т. Трошиной «Великая война... Забытая война».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть