Примерное время чтения: 7 минут
100

«Бояться поздно». Писатель Шамиль Идиатуллин о культуре и новом романе

Во время фестиваля «Белый июнь» в Архангельске побывало много интересных гостей. Среди них - писатель Шамиль Идиатуллин

В наш город он приехал с презентацией своего нового романа «Бояться поздно» (16+). Мы встретились с автором, чтобы пообщаться о литературе и не только.

Мало читают

- Шамиль, вы второй раз приезжаете на наш фестиваль. До этого были на самом первом «Белом июне». Заметили изменения?

- Меня изумляет размах нынешнего фестиваля. Это колоссально. Такое количество гостей, в том числе и иностранных, и такая насыщенная программа - это не каждому московскому пафосному фестивалю с богатыми спонсорами под силу. Я считаю, что архангелогородцам страшно повезло с тем, что это происходит именно в их городе.
Лично я досадую только по одному поводу. Из-за достаточно плотной программы я сам не успеваю на все мероприятия. А я очень люблю ходить на встрече с другими авторами, слушать их. 

- А как вы считаете, подобные мероприятия для кого больше нужны - для писателей или для читателей?

- Они для всех нужны. Это важно, чтобы позолота культурная, которая, как известно, довольно легко сдувается при любых потрясениях, делалась толще и прочнее. Я не так давно понял, что очень многими вещами люди занимаются только потому, что начали когда-то этим заниматься. И, в принципе, это не относится к их жизненным потребностям. 

Мы должны понимать, что то же самое чтение, как и культура, как и вежливость, как и законность - это организм, который необходимо изо всех сил поддерживать. 
Просто представьте, что человек не занимается физкультурой, он не ходит и, тем более, не бегает, не пытается подтягиваться и отжиматься. Он не прилагает никаких усилий. Что он получит? Тело у него станет рыхлым и начнёт разваливаться. То же самое с культурой и искусством.  

Если мы не будем этим заниматься, то этого просто не будет. Найдутся какие-нибудь другие способы поддержки скелета, своеобразный вариант экзоскелета. Мы обойдемся сериалами или какими-то выступлениями в телеграмм-каналах. А может удовлетворимся тем, что по телевизору говорят. И очень многим это будет по душе. Потому что, во-первых, это легко и просто. Во-вторых, это очень чётко затачивается под любые какие-то очередные задачи. В-третьих, читателей всё равно сегодня меньшинство. Если мы не будем брать тех, кто читает по необходимости, как, например, школьники и студенты, то не так и много людей читает книги. Особенно среди людей после 40 лет их очень мало. Именно после 40 люди почему-то перестают читать. 

- И как же быть, как сделать так, чтобы читающих людей становилось больше?

- Чтение - это вещь, которая вырабатывается как привычка. Человек ни с того, ни с сего не начнёт читать книжки, вместо того, чтобы смотреть сериалы или залезать в экранчик телефона. Этому надо учиться и это надо в себе поддерживать. 

А ещё важно, чтобы внутренний процесс в виде интереса к чтению поддерживался внешними обстоятельствами. То есть нужно, чтобы появлялись новые книжки. И вот такого рода фестивали, они, остаются одним из немногих инструментов, противостоящих тому, что печальная тенденция уменьшения читающих людей будет развиваться. 

Много пишут

- При этом мы видим, что писателей становится всё больше. Получается, что их люди читают?

- Да, читают. Но тут нужно понимать, что, например, в советские времена писателей было гораздо меньше. При этом книги у них выходили тиражами были от 50 до 300 тысяч. Сегодня же писателей в разы больше, но тиражи их книг от 500 экземпляров до 1500-2000. Конечно, есть сегодня авторы, у которых тиражи намного больше, например, можно назвать Евгения Водолазкина или Гузель Яхину. Но это скорее исключение из правил. А так ситуация напоминает телевизор. Раньше был один канал и его смотрело 100% населения. Сейчас в телевизоре 500 каналов и их никто не смотрит.

Издатели выпускают всегда огромное количество книг в надежде, что одна из сотни выстрелит. И одна выстреливает, если повезёт. Этого автора хватают, а остальные 99 умирают. То есть 99 человек писателями не становятся. 

- В Архангельск вы приехали с презентацией романа «Бояться поздно». В нём идёт речь о компьютерной игре. Интересно, как вы изучали тему перед написанием книги? Сами играли в игры?

- Для меня каждая книга подразумевает предварительные исследования. Я со страшной силой изучаю вопрос. Играть я не играл, но смотрел, как другие играют и читал об играх.

- Все ваши книги очень разные, но при этом вы как-то говорили, что чтобы вы не писали - получается триллер. Это именно то, что объединяет все ваши произведения?

- Как правило, да. У меня есть тяготение к такому острому изложению, к попытке всунуть живых героев, которые, как правило близки мне. Это либо я сам, либо мои дети, родители, супруга, знакомые, друзья и прочие. Я стараюсь поместить тех, кого я знаю в остросюжетные обстоятельства и посмотреть, что будет. С одной стороны, мне хочется проверить жанр живым человеком, а с другой с- живого человека проверить тем, что в жизни хоть и случается, но не очень часто.

Сотни идей

- На встрече с читателями мы сказали, что когда у вас появляется очередная мысль о написании книги, то вы её не хотите писать, так как понимаете, насколько это сложный процесс. Сейчас у вас выпущено больше десяти толстых книг. Интересно, а сколько бы их было, если бы вы реализовывали все задумки, которые приходили вам в голову?

- Думаю, меня бы уже просто не было. Файл с названием «сюжеты» появился у меня достаточно давно. Я написал первую книгу, а до этого честно даже не помышлял вообще о том, что буду писать книгу. Процесс был долгим, и вот в процессе её дописывания, доделывания и редактирования, у меня в голове стали появляться мысли в виде возможных сюжетов. Так и появился тот самый файл. Когда количество сюжетов дошло до второй сотни, я понял, что просто тону в них. В результате стал создавать подобные файлы на каждый год. И вот теперь у меня на каждый год есть файл, в котором записано огромное количество сюжетов. Написать это, конечно, невозможно. 

- А ещё вы сказали, что теперь уже вы скорее назовёте себя писателем, а не журналистом. Интересно, в какой момент вы это поняли?

– Это, наверное, совпало с тем, что я окончательно перестал писать для СМИ. Последняя моя заметка вышла в журнале «Власть» году 2015 или 2016. После я, конечно, иногда писал для знакомых, но это, как правило, были материалы, связанные с поездками на литературные мероприятия. А последние года три или четыре не написал ни строчки для сайта или газеты. Но за это же время у меня вышло три книги. Поэтому статистика говорит сама за себя. 

Досье:

Шамиль Идиатуллин родился в 1971 г. в Ульяновске. В 1974 г. переехал с семьёй в Набережные Челны - родители отправились строить Камский автозавод. 
Закончил факультет журналистики Казанского университета.
В 2004 г. дебютировал в беллетристике политическим триллером «Татарский удар».
Дважды лауреат премии «Большая книга» - за романы «Город Брежнев» (2017) и «Бывшая Ленина» (2020).
Женат, двое детей.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах