«Конечно, хорошо сдать ЕГЭ на 300 баллов, - говорит Леонид. - Но, честно говоря, мне во многом повезло. Мне попались хорошие варианты тестов». На высший балл выпускник сдал обществознание, историю и русский язык. Тем не менее мы расспросили Леонида о главных правилах подготовки к экзамену, и не только об этом.
На русский набивайте руку
- Была ли у тебя какая-то особая подготовка к ЕГЭ? Школа, репетиторы?
- У меня был хороший репетитор по обществознанию и по истории, и, кроме того, в школе у нас очень хорошие учителя - они хорошо разбираются в экзамене и очень помогли. Главное - готовиться, читать - если не учебник, то найти информацию в Интернете труда не составляет. Хотя намного удобнее заниматься с репетитором.
Русский язык сейчас считается одним из самых простых экзаменов, просто нужно уметь его писать, набить руку. Многие филологи критикуют этот экзамен за то, что он ограничивает свободы человека - страшная клишированность, никакого творчества. Но я как будущий юрист чувствовал себя прекрасно, - это как читать будущий законодательный акт, всё просто. Главное - влиться в экзамен, нужна большая подготовка, в том числе и на скорость. Сочинения в русском языке вас научат писать, а тест - нужно решать каждый день, набьёте руку.
- В чём была сложность при подготовке?
- Сложность подготовки состоит в том, что нужно себя заставить делать это регулярно. Мне повезло сдавать гуманитарные предметы. Если сравнить их с физикой или математикой - то это небо и земля. В обществознании, например, очень редко попадаются такие задания, которые на самом деле трудно решить. А в экзамене по профильной математике вы не ответите на многие вопросы, там есть задания для гениев. Нам учитель в начале года так и сказала: «Эти задания вы не решите, их решают единицы».
Главное, что нужно сделать, придя на экзамен по обществознанию: отключить мозг. Если вы начнёте думать в тестах, то, скорее всего, ошибётесь. Нужно решать так, как это условно принято. Ну а чего вы ещё хотели от экзамена, в который засунули какую-то недополитологию, пару-тройку нормальных вопросов по экономике и праву, непонятную смесь, которую назвали философией и социологией? Химера просто чудовищная. Поэтому нужно просто решать примеры экзаменов от их составителей, привыкнуть к тому, как они видят те или иные спорные вопросы и просто почувствовать манеру составления заданий.
«Не хватает времени»
- Есть ли разница между тем, как ты учишься в школе, и тем, как ты сдал экзамен?
- Есть знаменитая фраза Марка Твена о том, что он никогда не позволял своим школьным занятиям мешать его образованию. Это, наверное, любимая фраза каждого школьника. Я, к счастью, сказать такого про себя не могу, у нас хорошие преподаватели. Разница большая - на ЕГЭ тебя могут спросить одно, а на уроке - другое. Если ты учишься в плохой школе или с плохими преподавателями, которые живут прошлым днём и не разбираются в ЕГЭ, то тут сложно.
При этом не нужно быть отличником по всем предметам. Зачем знать на отлично физику, чтобы потом сдавать историю и идти по какому-то другому пути? Зачем мешать готовиться к экзаменам своими предметами и заваливать химическими формулами, которые они забудут на следующий день?
- Как ты думаешь, смог бы ты так же хорошо сдать старые, традиционные экзамены с билетами и сочинениями?
- Смотря что сдавать. На каких-то предметах даже лучше устно отвечать, то же обществознание - на многие вопросы с комиссией я бы поговорил. А сочинения мы и сейчас пишем как допуск к экзаменам, и ничего страшного в этом нет. Сдавать по старинке - почему бы и нет, я думаю, мы бы справились.
Если критиковать систему нашего образования, уровень просвещения народа и так далее, то ЕГЭ - это последнее, что нужно раскритиковать. Я боюсь представить, каково было сдавать ЕГЭ, когда он только появился. Обществознание состояло из тестов, где ты просто выбирал один из ответов. Сейчас тебе нужно выбрать правильные утверждения из пяти написанных - сколько их на самом деле правильных, неясно.
В тестовой форме экзамена есть много плюсов. Конечно, нужно комбинировать разные формы проверки знаний - ЕГЭ меняется каждый год. Есть другая проблема - у многих не хватает времени. Если ты будешь думать над каждым вопросом и рассуждать, то ты не успеешь всё сделать.
А что касается критики ЕГЭ - я считаю, что это популизм. Те преподаватели, которые критиковали ЕГЭ, когда он только появился, говорили, что он убивает всё творческое. Сейчас они говорят, что тем, кто хочет себя творчески проявить, нужно готовиться к олимпиадам, возможностей для этого много. А ЕГЭ должен быть таким, чтобы его могли писать все, кто оканчивает школу. Он в первую очередь должен быть объективным, чтобы никто не оказывался в лучших условиях, чем другой. И он с этим справляется, на мой взгляд.
- Много ли кто из выпускников твоего окружения собирается поступать в другой город?
- Достаточно много. По большему счёту все, у кого есть возможность и кто хорошо сдал экзамены. Не у всех высокое мнение о САФУ, об уровне образования там и уровне трудоустройства в Архангельске. Кто-то хочет попробовать себя в большом городе, там и работу легче получить по многим специальностям. Кто-то просто хочет жить в Петербурге, например.
- А куда вы сейчас рвётесь, чего хотите от будущей жизни? Какие профессии сейчас интересны?
- За всех говорить не могу, но вряд ли большая часть выпускников сейчас знает, чего они на самом деле хотят. Кто-то очень долго метался, не мог выбрать, что ему нужно в дальнейшем, какой экзамен сдавать - от медицины к математике, потом вообще к среднему образованию.
К каким предметам лежит душа, человек понимает уже по ходу обучения. Все мои одноклассники идут в разные области - и на инженеров, и на журналистов, и в творчество, и в медицину, во все области. Я понял, что мои интересы лежат в области истории и обществознания. А в 11 классе я решил, что хочу стать юристом. И это не давление родителей, это моё желание.
Но стопроцентно сказать о том, что в будущем тебе будет интересна именно сейчас выбранная специальность, нельзя. Ты ведь не занимался этим всерьёз, не работал по-настоящему. По своему окружению могу сказать, что люди выбирают то, что им интересно, а не то, что только прибыльно. Конечно, жить в нищете или бедности никто не хочет. Но это большой вопрос: что лучше - заниматься делом, которое ты ненавидишь, получая при этом большие деньги, или делать то, что ты любишь, зарабатывая не так много. Это видно, например, по некоторым нашим учителям - сразу видно, у кого работа является смыслом жизни.
ДОСЬЕ
Леонид ХОДАСЕВИЧ родился в Архангельске в 1999 году, учился и окончил школу №45. По собственному признанию, определённого хобби не имеет, считает себя бездельником.
Смотрите также:
- Нужен ли ЕГЭ? Экзамены по истории и литературе снова могут стать устными →
- Школы воруют время. Вам не все равно? →
- Как попасть в эфир? →