«Теряем традиции». Нужно ли менять архитектурный облик Архангельска?

Фото: А. Меньшикова / Из личного архива
Фото: АиФ

«АиФ» побывал на мероприятии «Архангельск - город с утраченными смыслами или разбуженным потенциалом?», которое прошло в рамках Arctic Art Forum в Гостиных Дворах.

   
   

На мероприятие пришли чиновники, представители от культуры, общественность. Дискуссия получилась жаркой: услышали ли чиновники неравнодушных горожан?

«Шрамы времени»

Одним из первых был поставлен вопрос о том, должен ли быть у Архангельска свой, единый архитектурный стиль?

По словам главного архитектора города Александры ЮНИЦИНОЙ, в Архангельске его уже давно не существует. «Город развивается в зависимости от экономического, политического, технического прогресса, каждый раз отдавая дань тому или иному времени, технологии, - говорит она. - Каждый раз на нём остаётся «шрам» от времени».

А вот архитектор из Санкт-Петербурга Данияр ЮСУПОВ считает, что единого архитектурного стиля у города быть и не должно, но должен быть образ. «Образ города складывается из нескольких «высказываний», - говорит он. - А если он «молчит» или если это «какофония», «белый шум», который ничего не сообщает, - вот тогда это проблема».

Но архитектура - это не только отдельные здания, это ещё и градостроительство. А в этом отношении Архангельск теряет свои традиции - то, что закладывалось в планировочной структуре со времён его создания. 

   
   

По словам заслуженного архитектора России Геннадия ЛЯШЕНКО, такая тенденция наметилась за последние 10 лет. «Архангельск «обнимает» Двина - это издревле было заложено в планировочной структуре, - говорит он. - Отношение к набережной должно быть уважительным. Район набережной возле площади Профсоюзов - в своё время на этом месте был разработан проект благоустройства, это была рекреационная зона, а сегодня там построили шестиэтажный корпус «Омега-хаус», который отрезал город от набережной. Сегодня у молодёжи есть определённая инертность по отношению к Архангельску. Говорить о любви к городу мало - это всё равно, что на мусорных контейнерах написать: «Архангельск, мы любим тебя!». Это хорошо - иметь мусорные контейнеры, но должно быть нечто более действенное».
Фото: Коллаж АиФ

«Конечно, на набережной были допущены колоссальные ошибки, - ответила Александра Юницина. - Смею вас заверить, вся разработанная документация позволит нам их больше не допустить. И публичные слушания, и градостроительный совет исключат их».

Кто развеет тоску?

Пожалуй, главный вопрос, который обсуждался на встрече, - это то, как могут повлиять на изменение города к лучшему все те, кто в нём живёт: и чиновники местной администрации, и общественники, и простые горожане.

Так, в администрации города делают ставку на неравнодушных граждан и всячески подчёркивают, что городом должны заниматься не только чиновники, но и его жители. Правда, если вы придёте со своим проектом - не факт, что он будет реализован. «Раньше об Архангельске говорили: «доска», «треска», и добавляли - «тоска». Так вот эту тоску вы, молодые, вместе с нами должны развеять, - призвала Александра Юницына. - Если вам не нравится благоустройство, не нравится среда - кто вам мешает сделать свой проект? Мы поможем осуществить вашу задумку, если она будет устраивать администрацию и горожан, если проект будет следовать правилам и будет достойным. Но проработав небольшое время в администрации, я не увидела приходящих молодых архитекторов. Конкурсы на разработку проектов вывешиваются у нас на сайте - смотрите, участвуйте. Кому интересно, тот голосует. Как ещё объяснить, какая ещё площадка должна быть, чтобы донести это до каждого?»

Отдельно вспомнили и существовавший несколько лет назад, но, к сожалению, закрытый проект «Футурист» - независимую некоммерческую организацию активных горожан, которые как раз и хотели преобразить лицо и Архангельска, и области. 

«У центра «Футурист» был бесценный опыт, - рассказывает директор Северного морского музея Евгений ТЕНЕТОВ. - На том месте, где сейчас благоустраивается Петровский сквер на набережной, ещё недавно был жуткий лес, где жили бомжи, бездомные собаки и так далее. Так вот, именно «Футурист» обратил на это место внимание первым, мы привлекали туда большое количество людей, вместе убирали мусор, работали граблями, лопатами, ходили с мешками. Привлекали людей разными способами. Летом провели совместно с бизнесом фестиваль на 7 тысяч участников, с самыми различными мероприятиями. Таким образом, мы вовлекали горожан в регулирование этого места, для того чтобы они  хотя бы о нём узнали, что это не лес, а сквер. Но получилось так, что… не знаю, вдохновившись нашими инициативами или каким-то другим образом, городская администрация взялась за благоустройство этого места, но - не привлекая сообщество, не вовлекая горожан в это никаким образом».
Фото: Из личного архива/ Владислав Дреко

Главный архитектор города не замедлила сразу же ответить на это: «Дело в том, что Петровский сквер - это был памятник архитектурного наследия, памятник истории. Работать на этом памятнике  могут только специалисты, имеющие соответствующее образование, лицензию и допуск. Работать нужно с сообществом, мы привлекаем его, но к тем объектам, где оно может поработать. А там, где по закону должны работать профессионалы, - должны работать профессионалы».

КОММЕНТАРИЙ

Как в Питере

Должна ли власть объединять людей для благоустройства города?

Отвечает Данияр ЮСУПОВ, архитектор (Санкт-Петербург):

- Не надо людей объединять, они сами объединятся. В Петербурге это произошло именно так - учёные, архитекторы, работники муниципалитетов и администрации города просто вышли из тех стен, в которых они привыкли сидеть.

Сделали они это для того, чтобы полнее реализовать свои проекты, для того, чтобы обсудить, как они свою деятельность могут улучшить общими усилиями.
Власти нужно работать с людьми, работать с предпринимательством. Неформальное объединение людей позволяет улучшать качество проектов. И, в конце концов, у каждого появится свой проект, который можно будет реализовать при участии других людей, даже добровольно и бесплатно.

Люди уезжают

Василий ЛАРИОНОВ, директор Поморской филармонии:

- Самый главный смысл для всего - это чтобы в городе оставались люди. Смысл - это жить здесь, растить детей, работать, и больше ничего. Что ещё может быть смыслом кроме жизни? Ценность, я считаю, - это люди и только люди.

Например, из шестой гимназии на протяжении трёх лет 100 процентов выпускников уезжают из города. У органов власти есть статистика, они знают об этом, они призывают оставаться, но люди-то уезжают всё равно. Пока мы с вами разговариваем, за эту минуту из Архангельска уехало пять человек.

«Пишите в мэрию»

Главный художник Архангельска Михаил ТРЕЩЁВ:

- Нет ничего проще, чем получить ответ на интересующий вас вопрос, если это по части градостроительства и архитектуры. Жители города могут обратиться посредством портала администрации города, задать вопрос на сайте www.arhcity.ru. Мы обязаны рассмотреть ваше обращение в 30-дневный срок и ответить. Люди это дейстивтельно делают - мне каждый день приходится рассматривать даже мелкие вопросы: кто-то хочет сделать балкон, кто-то - поставить шлагбаум, кто-то ещё что-то. Мы объясняем им весь порядок действий».

Процесс идёт

Екатерина ШАРОВА, куратор Arctic Art Forum:

- Чтобы были качественные решения в городской среде, нужно соответствующее образование и сильная профессиональная среда. Сколько мы знаем в городе молодых ландшафтных архитекторов? В Якутске, к примеру, их десятки. САФУ мог бы тратить куда больше времени на эти дисциплины, так как есть запрос у жителей на качество городской среды.

С другой стороны, если есть конкурсы на проекты, то есть и качество. Но конкурсов на разработку проектной документации для общественных пространств мы пока что не увидели, хочется надеяться, что мэрия начнет выкладывать их в общественный доступ. Одновременно мы уже сейчас видим позитивные изменения в городской среде, процесс идет, это просто дело времени.

Смотрите также: