В 2018 году Северная железная дорога, в зоне обслуживания которой находится и Архангельская область, отмечает 150 лет. Мы продолжаем рассказывать об истории и интересных фактах, связанных с магистралью.
Свое нынешнее название – Северная – дорога получила не сразу. Первоначально она называлась Московско-Ярославской. Затем, с началом строительства Архангельской линии, стала именоваться Московско-Ярославско-Архангельской (МЯА). И название это просуществовало до 1907 года.
Сегодня управление Северной железной дороги находится в городе Ярославле. И мы вам расскажем об истории трех, стоящих в Ярославле на страже времени, железнодорожных часов.
Каждый уважающий себя город имеет городские часы. Существует несколько десятков знаменитых на весь мир часов. Так, лондонские часы в Королевской обсерватории Гринвича считаются самыми точными в мире. Другие лондонские часы – Биг Бен – удерживают пальму первенства как «самые высокие башенные часы с боем». Пражские часы Орлой – победители в номинации «самые старые башенные часы в мире». Они сделаны в 1410 году.
Аналог Орлоя – часы на фасаде Театра кукол им. Образцова в Москве – веселые. Каждый час из окошка часов вылетает петух и звонко кукарекает. Затем звучит мелодия «Во саду ли, в огороде», и из одного из двенадцати окошек появляются то ослик, то медведь, то кот, то сова... Сразу все двенадцать персонажей выходят только в полдень и в полночь.
Ну а в Ярославле самые точные ярославские часы – на здании управления Северной железной дороги на Волжской набережной (до революции – училище для девиц духовного звания).
Это здание в «русском» стиле было построено в 1861 году. Тогда часы на фасаде были не самыми, а просто точными. А самыми точными они стали в 2008 году. Во время реконструкции здания старинные механические часы заменили электронными. Время на них устанавливается автоматически на основе данных спутника, для связи с которым на крыльце есть специальная антенна. Эти часы служат эталоном для установки времени на часах, расположенных в студиях для совещаний СЖД.
В коллекции Северной магистрали еще двое исторических часов: на здании Московского вокзала и на пассажирском здании Ярославля-Главного. Построенный в 1870 году Московский вокзал изначально часов не имел. Они появились при расширении вокзала в 1914 году.
А вот пассажирское здание Ярославля-Главного, построенное в 1952 году архитектором В. Панченко в стиле сталинского ампира, сразу увенчали башенные часы. Они с изюминкой: циферблат украшен знаками зодиака. В 2003 году старый часовой механизм заменили на электронный. Пульт управления установили в одной из касс вокзала. С пульта корректируется время не только на башенных часах, но и на электронном дисплее на фасаде вокзала.
Конкурс
Приглашаем вас, наши уважаемые читатели, принять участие в конкурсе фотографий «Дорога- Северянка». Сюжет фотографии должен быть связан с железной дорогой: ее историческим прошлым, любопытными сюжетами и зарисовками сегодняшнего дня, интересными людьми – словом всем, что покажется достойным внимания.
Фотографии можно присылать в электронном виде по адресу: arhaif@gmail.com.
В письме указать фамилию, имя и возраст автора, что изображено на фото, контактный телефон. Работы не рецензируются.
Лучшие снимки мы разместим на страницах газеты. Авторы трех лучших фотографий будут отмечены.
На наш фотоконкурс начали поступать первые работы. Сегодня мы публикуем 4 фотографии от Александра Сулейманова из Коноши. Он назвал их «Времена года». Все представленные кадры сделаны на просторах Северной железной дороги. По словам Александра, он снимает поезда везде, где только представляется возможность, в его коллекции порядка 7 тысяч таких фотографий.
Смотрите также:
- Наш двор - самый уютный! (13.05.2008) →
- Наш двор - самый уютный (17.06.2008) →
- Столичный вокзал с северной душой →