Примерное время чтения: 4 минуты
276

Столичный вокзал с северной душой

В 2018 году Северная железная дорога,  в зоне обслуживания которой находится и Архангельская область,

отмечает 150 лет. Мы продолжаем публиковать истории и интересные факты,  связанные с Северной магистралью

Сегодня мы расскажем об одном из девяти железнодорожных вокзалов Москвы –Ярославском.  Можно сказать,  что, находясь вне границ Северной железной дороги, он – своего рода  ее представительство в столице. Недаром с 1870 по 1955 год Ярославский вокзал назывался Северным. При чем здесь Ярославль? Да при том,  что именно этот красивейший город можно считать «сердцем» Северной магистрали сегодня, так как именно здесь находится управление Северной железной дороги.

Так вот о вокзале: Ярославским вокзал стал называться с 1870 года – с окончанием строительства одноименной железной дороги. А еще через два года с него отправились в неблизкий путь первые пассажиры до Вологды.

В 1895–1896 годах по проекту архитектора Льва Кекушева были перестроены восточное крыло и перрон вокзала. В 1902–1904 годах Федор  Шехтель к старому зданию вокзала пристроил новый фасад с залом ожидания. Решен фасад был в неорусском стиле с элементами северного модерна. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушенных тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно рождать ассоциативные связи с образом Русского Севера. В нише фронтона над входом в вестибюль вокзала Шехтель расположил рельефные изображения гербов трех городов, которые связала Ярославская железная дорога. Это Георгий Победоносец – Москва, поражающий дьявола Михаил Архангел – Архангельск и медведь с секирой – Ярославль. Все они – символы главного хода Ярославского направления.

При реконструкции в 1965–1966 годах со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной. Тогда же был существенно изменен облик внутренних помещений вокзала.

В 1995-м закончилась вторая реконструкция, целью которой являлось расширение площади для пассажиров в связи с возросшим пассажиропотоком.

Современная реставрация, выполненная к лету 2005 года по проекту архитектурного бюро Тимура Башкаева, так и не вернула зданию исторически законченный облик: в кованом гребешке крыши по-прежнему – серп и молот, а не царский двуглавый орел, как было до 1917 года. В ходе реставрации был, однако, восстановлен ряд деталей шехтелевского проекта, частично утраченных (заложенных новой кладкой, заштукатуренных или искаженных) в советское время.

Каждые сутки с Ярославского вокзала отправляется около 300 поездов – на север и восток. Отсюда по железной дороге можно попасть в Воркуту и Архангельск, Киров и Красноярск, в Хабаровск и во Владивосток, в Пекин и Улан-Батор. На Ярославском вокзале начинается самая длинная железнодорожная магистраль в мире – Транссибирская. Именно здесь между третьим и четвертым путями находится «нулевой километр» Великого сибирского пути до Тихого океана длиной в 9300 километров.

Лада Александрова

Конкурс

Продолжается конкурс фотографий «Дорога-Северянка». Сюжет фотографии должен быть связан с железной дорогой: ее историческим прошлым, любопытными сюжетами и зарисовками сегодняшнего дня.

Фотографии присылать в электронном виде по адресу arhaif@gmail.com. Авторы лучших фотографий будут отмечены. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию фотографии Евгения Иванова из Ярославля, сделанные во время путешествия в Лабытнанги – на конечную станцию СЖД. 

Фото: Северная железная дорога/ Евгений Иванов
Фото: Северная железная дорога/ Евгений Иванов
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах