Мы побеседовали с архангельским режиссёром Анжеликой ДОЛИНИНОЙ, одним из членов жюри фестиваля, о том, почему документальные фильмы сегодня не показывают в кинотеатрах.
Профессионалы и любители
- «Берегиня» уже стал традиционным архангельским фестивалем. Для чего нужны подобные мероприятия?
- Кинопроизводство лет двадцать назад стремительно вырвалось из профессиональныйх киностудий и стало доступно. Во многих областных центрах есть небольшие творческие команды, снимающие документальное кино. Получается, что они показывают свои ленты у себя в регионе, и всё. Из желания увидеть эти работы и представить свои и возник в своё время фестиваль «Берегиня». Я не знаю других таких фестивалей, где бы на одной площадке были представлены работы и профессионалов, и любителей.
В этом году к нам пришло около 65 фильмов, часть мы уже посмотрели. Надо сказать, что уровень работ с каждым годом выше и выше. Есть просто прекрасные работы, вкусно снятые.
- Вы снимаете только документальные фильмы, причём в последнее время исключительно про Арктику. Откуда такой выбор?
- Мы начали заниматься арктической тематикой, создав медиацентр «Арктический мост» при САФУ. 6 лет назад, когда мы создавались, тема Арктики была в документальном кино неоткрытой. Это малодоступная территория, и очень мало судов ходило туда с исследовательскими целями. Сначала мы попадали просто в экспедиции, которые СЕВГИДРОМЕТ отправлял в Арктику. А теперь нам удалось пройти все моря северного морского пути до Чукотки.
Оказавшись там, ты понимаешь, что нужно сделать какой-нибудь материал, чтобы и другие люди это тоже увидели. Арктика - это космос, это другая планета. Объяснить это невозможно. Мы можем только говорить об Арктике и быть понятыми только теми людьми, которые там побывали. Никакой видеоряд не может передать все впечатления. Так же, наверное, космонавты могут рассказать, что такое космос, но по-настоящему понять это могут единицы. Арктика - это болезнь, и тот, кто там побывал, заражается этим уже навсегда.
Культурная пассивность
- Чем документальное кино отличается от художественного для вас? Почему вы выбираете первое?
- Это очень просто: разница точно такая же, как между художественной книгой и газетой. Художественное кино предполагает вымысел, ты можешь придумать и героя, и предполагаемые условия, в которых он существует. А в документалистике врать нельзя, у тебя есть реальный герой со своей реальной жизнью. При этом ты должен преподнести его как бы с художественной точки зрения, чтобы зритель начал ему сопереживать. Вытащить из живого человека то, что он порой сам о себе не знает - интереснее.
Вообще, у нас документальное кино - это сфера альтруистов. Когда ты встречаешься с режиссёрами из Европы, то они удивляются, что многие фильмы мы делаем с нулевым бюджетом. Они не понимают, как это возможно. А нам как раз непонятно, как возможно этим зарабатывать. В Швеции, например, существуют целые телеканалы документального кино, премьеры таких фильмов проходят в кинозалах. Там есть культура просмотра. А у нас часто слышно: «Появится фильм в Интернете, тогда и посмотрю». Прийти в кинотеатр на документальный фильм - это что-то совсем нереальное. В этом есть какая-то культурная пассивность. Нужно раскачать зрителя, но тут, наверное, не режиссёр должен думать, а продюсер, организатор.
- Появляются ли молодые режиссёры в нашей области? Нужно ли вообще учиться на режиссёра или им может стать самоучка?
- Да, у нас всегда что-то снимается. Например, в прошлом году творческое объединение «Северный огонь» выпустило прекрасную серию роликов, посвящённую Великой Отечественной войне. Пётр Меньшиков с Таисией Машковой сделали отличный фильм «Город воинской славы», где много реконструкций прошлого. Работ много, но опять же - видит ли их зритель?
На режиссёра в Архангельске, конечно, не выучиться, нужно ехать в Петербург, в Москву... Я недавно начала проводить в САФУ мастеринг по режиссуре для всех желающих, впоследствии планируем открыть Центр практической журналистики. А учиться нужно всё-таки в специализированном заведении, хотя бы ради кругозора, чтобы не изобретать велосипед. Хотя есть случаи, когда человек приходит учиться и решает, что он делал что-то не так - не так рисовал, не так снимал. И теряет свою индивидуальность. Но всё зависит от учителя, к которому ты попадёшь, всё очень индивидуально.
«Не любим наносное»
- Один из ваших фильмов участвовал в фестивале «Северный характер». Каким вы видите северного жителя?
- Однажды, снимая фильм «Каргополье - край спрятанного времени», мы попали в Ошевенский монастырь и общались с его настоятелем. Сам он не с Севера, и говорит, что северные люди - как дети. Они очень долго тебя изучают, у них всегда есть недоверие к новому человеку. Но как только они начинают тебе доверять, то у них душа раскрывается полностью. На мой взгляд, мы не любим что-то наносное, не очень любим и быстро вычисляем столичных людей. Здесь человек познаётся делами, прагматичность у нас где-то в подкорке сидит. Мы очень общительны, и говор у нас быстрый - мы стараемся быстро выложить информацию, потому что холодно. А ещё есть некая уединённость, мы скорее будем собираться узким кругом друзей, нежели пойдём на большое мероприятие. А ещё - пассивность в общественном плане. Если ты решил что-то организовать, то это будет только твоя головная боль и вряд ли тебя кто-то массово поддержит.
- О чём вы мечтаете снять кино?
- Есть огромное количество снятого материала, который надо постепенно вводить в монтажный процесс. Не завершён фильм, посвящённый Фритьофу Нансену, - мы сейчас ведём переговоры с норвежским консульством, чтобы они посодействовали в этом. И второй - экспедиция на Чукотку, где мы сняли последнего шамана острова Врангеля. Это огромная работа, забирающая много и сил, и времени.
Анжелика Петровна Долинина родилась в Архангельске, окончила Санкт-Петербургскую академию культуры и искусства. С 1998 года работает в сфере кино и телевидения. В 2007 - 2011 гг. - руководитель творческой телевизионной мастерской при студии «Поморфильм». С 2011 г. - создатель и руководитель медиацентра САФУ «Арктический мост». В 2012 - 2015 гг. - старший преподаватель кафедры журналистики института социально-гуманитарных и политических наук САФУ. В фильмографии режиссёра более 30 картин. Лауреат и призёр международных теле- и кинофестивалей.
Смотрите также:
- Изжить жестокость в себе. Режиссёр Павел Лунгин о цензуре и Иване Грозном →
- Алексей Тряпицын: «Какое кино? У меня и дома работы непочатый край» →
- Андрей Кончаловский показал в Архангельске свой знаменитый фильм →