Три поколения архитекторов Кибиревых трудились в Архангельске, создавая его облик, украшая и улучшая его. И вот на днях Вадим Михайлович Кибирев презентовал книгу «Архангельск – ХХ. Архитекторы Кибиревы. Архитектура – Градостроительство – Монументы – Проекту – Постройки – Суждения».
Книга о том, как он сам, его отец и его сын трудились над архитектурным образом нашего города. В ней охвачен период с 1930 года по сегодняшний день. О своей работе, точнее о своём призвании потомственный архитектор говорит так: «Я заражён этим до конца!»
Родом из Америки
-Вадим Михайлович, скажите, сегодня архитектор – это творческая профессия или приходится просто следовать указаниям заказчика?
- Если архитектуру понимать именно так, как изначально было заложено в это понятие, то это, безусловно, творческая профессия. Вообще, сейчас всё чаще архитектуру путают с дизайном, не понимая разницы.
-Архитектура - это сфера духовного искусства. Что же тогда происходит в наших душах, если мы строим такие здания, как на перекрёстке Троицкого и Карла Маркса? Это чёрное громоздкое сооружение в народе уже окрестили крематорием.
- Вообще огромное значение имеет градостроительный подход. Так, к примеру, для сёл характерно тонкое чувство ландшафта, местности. В городах это пропадает. А ведь строя новое здание нужно учитывать всё: ритм окон, этажность. Здание на пр. Троицкий и ул. Карла Маркса сделано очень большого масштаба, оно раздавило всю окружающую его застройку. Оно было бы уместно в Нью-Йорке, но сюда оно по масштабу просто не вписалось. Да к тому же эта чёрная, мрачная вещь стоит напротив школы и сильно подавляет. Вообще то, что сегодня повсеместно строится - пошло от американской безкорневой архитектуры.
-Но у нас же есть союз архитекторов Архангельской области. Почему они молчат, не выступают против уродливых новостроек?
- Я сам 40 лет возглавлял его. Чтобы чего-то добиться, надо тратить свои нервы, энергию, время. В своё время я приложил немало сил, чтобы убедить поставить памятник адмиралу Кузнецову именно там, где он стоит сейчас. До этого был вариант поставить его почти у памятника Петру I, только несколько ниже. Ещё хотели ставить там, где сейчас стоит стела «Город воинской славы». Но я убедил, доказал и получилось очень хорошо. А сегодня многие архитекторы боятся спорить и, кроме того, каждый тянет на себя, старается урвать заказ.
Облупленные памятники
-В каком состоянии сегодня на ваш взгляд находятся памятники архитектуры, сохранившиеся в нашем городе?
- Ещё в 1955 году мой отец поднял вопрос о реконструкции Гостиных дворов. Это главный наш памятник. И я очень счастлив, что сейчас его, наконец, взялись привести в порядок. Ведь именно это здание держит всю панораму центра. Ещё один уникальный памятник – это пивзавод. Но его довели до разрушения, чтобы в конечном итоге построить на его месте какой-нибудь очередной торговый центр. Кстати, я много где был: в Китае, Скандинавии, Америке. Но нигде я не видел такого «чуда», как у нас, чтобы памятники закрашивали масляной краской. Вот взять хотя бы стелу, установленную на набережной. Её покрасили. Она сделана из вечного материала, но и он не выдерживает такого отношения. Скоро от неё куски начнут отваливаться. Вообще раньше возле неё собиралась молодёжь с гитарами, пели песни. А теперь эти крашенные стены отталкивают. Кстати, это место я определил, когда гулял с Фёдором Абрамовым. Я интуитивно почувствовал, что стела должна стоять тут. А позже я поместил на неё, как я его называю, крючок в честь 400-летия Архангельска. Получилась перекличка веков: Гостиный двор с одной стороны и этот памятник – с другой. Но сегодня в нашем городе слишком много памятников. Они начинают мешать друг другу. Так, например, стела «Город воинской славы». Она очень красивая, но ей тесно на том месте, куда её поставили.
Фишку снесли
-Несколько лет назад в городе активно велись споры о судьбе дома Сутягина. В конечном итоге его просто сравняли с землёй. А как на ваш взгляд, стоило ли его сохранить?
- Этот дом был создан спонтанно, но вышла очень интересная для силуэта города вещь. Сам дом придумал Сутягин, но строили его специалисты своего дела. И он стал, как теперь модно говорить, своеобразной фишкой для города, его брендом. Конечно, он мог в любой момент вспыхнуть или упасть. Но мне кажется, нужно было всё - таки предпринять попытки его сохранить.
-Вадим Михайлович, как вы относитесь к рекламе в Архангельске?
- Это неприятно и не трогает. Реклама загромождает город и это сказывается на его образе. Вообще, самое блестящее решение рекламное я видел в Китае. Там реклама размещена на вертикальных красных полосках. Получается очень деликатно и красиво. А на нас со всех сторон огромными плоскостями давят билборды, что сильно раздражает.
Смотрите также:
- Традиционный упадок. Нижегородец об Архангельском Севере →
- Другая история. Как отличить, где правда, а где миф? →
- Вспоминая Анатолия Ефремова →