«Отстали навсегда». Почему молодёжь не едет в село?

По телевизору без устали твердят: нужно поднимать село. Нужно! Но как это происходит на деле? Какие преференции предлагают ребятам, которые выбирают сельскохозяйственные учебные заведения и работу в деревне?

   
   

«Для того, чтобы молодёжь поехала в село, нужна серьёзная государственная программа, нужно вкладывать деньги в образование, модернизацию учебного процесса, - считает доктор сельскохозяйственных наук, профессор, директор архангельского аграрного техникума Александр Смирнов. - Сегодня у наших властей главная забота-врачи и учителя. А какие специалисты нужны селу - это их не волнует». А там элементарно не хватает трактористов.

«Нет денег»

Наталья Попова, «АиФ-Архангельск»: Александр Дмитриевич, едут ли ребята работать в село?

Александр Смирнов: Поедут ли ребята сейчас, я не знаю. До прошлого года работала областная программа софинансирования заработной платы. Средняя зарплата по области была 27 тысяч рублей. По этой программе молодой специалист получал зарплату 27 тысяч рублей, 50% зарплаты ему платило хозяйство, 50% возмещал бюджет области. Но программу закрыли, нам говорят: «Нет денег». Между тем, программа эта здорово помогала, ребята бегом бежали в село. А сейчас за 6-7, ну пусть 15 тысяч рублей, никто не поедет работать. Работодатели тоже в этом году не проявили инициативу. В прошлом году они приезжали, отбирали ребят на наших условиях: жильё, зарплата и возможность продолжить обучение по профилю в вузах. Таким образом, у нас 40% выпускников уехало. В этом году ни одного работодателя не было.

В сельскохозяйственной отрасли региона не хватает специалистов. Фото: https://gov.cap.ru/

- Почему?

- Большинство из них на жидком-жидком плаву, потому что у всех тяжёлая экономическая ситуация. Всё рассыпалось, специалистов нет, причина - низкие зарплаты и отсутствие жилья. Пример. Чтобы провести посевную, опытная станция в Холмогорах привлекала пенсионеров, больше работать некому. Раньше в области было 6 птицефабрик, сейчас одна работает, Уемская. Причём, она обеспечивает только свой холдинг. А в наших магазинах яйца из Шексны, Вологды, Ивановской области. Мы в 1994 году производили 30 штук в день на человека. Яиц было так много, что делали паюсную чёрную икру из желтка, цыплёнка в собственном соку, перерабатывали куриный помёт, который можно было применять сразу. Но всё же ликвидировано! У нас было 3 тепличных хозяйства, на 23 февраля всегда были огурцы из северодвинского «Тепличного», на 8 марта - помидоры, баклажаны, кабачки. Теперь это всё везут из Иваново, Турции, Египта. Когда я езжу на свою родину, проезжаю в Иваново тепличный комбинат. Вот он, как стоял там в советское время, так и стоит. Нашли же там власти деньги, чтобы сохранить свои комбинаты.

У нас было 254 колхозов и совхозов, 22 молочных завода, 19 мясокомбинатов, 19 управлений мелиорации в районах. Где это всё?

   
   

- Ну, вот мы уже устали писать про завозные продукты. А какой вред эти иностранные гости могут нанести здоровью?

- Несколько лет назад к нам завезли картошку из Польши. Вместе с ней завезли в область колорадского жука, болезнь нематоду. А нематода, если появилась на картофельном поле, всё, поле бросить надо на 8 лет. Представьте, люди купят такую картошку по незнанию на рассаду и получат вот такую заразу. А картошку к нам везут из Египта, Турции и даже Боливии.

Не престижно

- Получается, что государство совсем не заинтересовано в рабочих руках?

- Не совсем так. У нас в Северодвинске есть профессиональное училище №28, которое работает на «Звёздочку». Училище курирует это предприятие, там подход совершенно другой: ребята поступили, их сразу зачисляют на завод, они практики там проходят, предприятие участвует в учебном процессе, жильё оплачивает. Оборонка заинтересована в кадрах. Там не просто токарей выпускают, а специалистов высочайшего уровня. Но и там сегодня сложная ситуация. На «Севмаше», на «Звёздочке» не хватает людей. Только на «Севмаше» под выполнение госзаказов, насколько я помню, не хватает 3 тысяч 200 человек. Пенсионеры уходят, а молодёжь считает, что это не престижно. Если ещё несколько лет назад предприятие создавало привлекательные условия для будущих рабочих, а именно: строило жильё, детские сады, там даже был свой свинокомплекс, то министр обороны РФ Анатолий Сердюков приказал всё это ликвидировать. Ликвидировали. И вот-итог.

Ещё более-менее стабильная ситуация в средних учебных заведениях строительной направленности. Там ребят обучают по новейшим технологиям, те же строительные компании помогают, они заинтересованы в кадрах.

«У нас 18 век»

- Получит ли государство рабочие руки?

- Государство может получить рабочие руки при одном условии: если резко поменяется политика, во-первых, к модернизации образования. Пока мы только говорим об этом. Нельзя сегодня учить так, как учили в прошлом веке, нужно новое современное оборудование, новые технологии. Чтобы внедрять в процесс новые технологии, они должны быть в учебных заведениях. А у нас макет ректального исследования коровы -картонный ящик, обтянутый мешковиной. На нём будущие ветеринары и отрабатывают навыки. Макету этому 35 лет. Три года назад Юрий Лужков, бывший мэр Москвы, приглашал меня на работу. Я ездил в Калининград. У него хозяйство, 7 тысяч гектар земли, модернизировано по последнему слову. Сам Лужков плотно работает с местным сельскохозяйственным техникумом. Всё оборудование там, переносные рентгеновские технологии, ну всё буквально - импорное. Я даже не говорю про заграницу. От них мы отстали навсегда. У нас же класс машинного доения - это 18 век. Власть должна уже начать вкладывать в образование, если мы хотим поднять село.

Досье

Смирнов Александр Дмитриевич, род. в 1950 г. Окончил Архангельский пединститут и заочно аспирантуру Вологодской молочно-хозяйственной государственной академии. Доктор сельскохозяйственных наук, профессор. Руководит Архангельским аграрным техникумом 18 лет. Женат, двое  детей.

Смотрите также: