После выхода статьи «Уничтожение или развитие. Древнейший флот России в опасности» в редакцию пришёл бывший заместитель генерального директора по эксплуатации флота и производства «Архангельского тралового флота» Виктор Лощевский.
Вот что Виктор Александрович рассказал нам о ситуации в траловом флоте и о своём взгляде на проблемы.
Береговой состав сокращают
«Надо отдать должное оставшимся патриотам своего предприятия: капитанам, старпомам, рефмашинистам, помощникам капитана по производству, матросам и всему плавсоставу, которые, несмотря на сложные, не побоюсь сказать, адские условия труда, до сих пор умудряются в родной порт приходить не только с планом, но и с перевыполнением по нему. Люди, откровенно говоря, бегут в поисках лучшей доли. Почётное звание рыбака-тралфлотовца уже давно померкло, курсанты, окончившие рыбопромышленный техникум не хотят идти на старые, разваливающиеся суда и получать нестабильный оклад. Проблема с кадрами уже давно назрела на предприятии, людей в море не хватает, молодёжи практически нет, а возраст основного плавсостава уже давно перевалил за пятидесятилетний рубеж.
Я знаю, что на днях был подписан приказ о сокращении берегового состава. Следующим этапом пострадает, конечно, плавсостав. Произойдёт переход на контрактную систему. То есть моряка будут нанимать на работу только на один конкретный рейс. Вернулся из моря и, что называется: «До свидания!» Возьмут снова, или нет – неизвестно. Очень жалко в этой ситуации людей. Тех, кто столько вложил труда и здоровья. Многие из них теперь останутся без работы. Вот и получается, что владелец ещё не сменился, а изменения уже начались.
Главное – квоты
Суда уже давно требуют если не полной замены на новые, то очень и очень серьёзного капитального ремонта со сменой устаревшего ещё в советские времена оборудования. Большой флот сегодня почти весь стоит. Для больших морозильных рыболовных траулеров просто нет работы. Это происходит из-за отказа от добычи мойвы и сайки.
Половина посольно-свежьевых траулеров стоит на продажу на металлолом. Их уже не восстановить. У нас ведь самый старый флот в России. Все компании умудрились хоть что-то заменить на более новое. А у нас одно старьё 80-х годов.
Или вот если вспомнить те траулеры, что были возвращены из Испании. Дешевле было новые купить, чем возвращать и ремонтировать эти. К тому же они уже давно устарели.
Пройдитесь по магазинам. Вы видели там нашу рыбу? Нет! Есть норвежская, мурманская, но не тралфлотовская. Гораздо проще и намного дешевле купить рыбопродукцию других производителей, в том числе и из Норвегии, которая уже давно заполонила наши магазины. Рыба, выловленная судами «Архангельского тралового флота», не доходит до родного порта, её продают прямо на борту иностранным и российским компаниям. Та небольшая часть рыбопродукции, как правило, малоценные породы рыб, такие как сайка, мелкая треска и пикша, которые всё-таки приходят в Архангельск, перепродаётся столько раз, начиная с разгрузки в порту, что конечная её розничная цена приводит в оцепенение горожан. К тому же сюда и так завозили лишь путасу, сельдь, мойву, мелочь трески и пикши. А теперь и вовсе АТФ решили отказаться от промысла мойвы и сайки. Да что там говорить: раньше у АТФ были садики, библиотека, дом культуры. Теперь ничего этого не осталось.
На мой взгляд, к этому всё шло уже давно. Благодаря состоянию, в котором сейчас находится «Архангельский траловый флот», его цена снижается. Если бы приватизация прошла в интересах города и людей, то это, конечно, было бы хорошо. Но это вряд ли. Сейчас главное – квоты. И мне кажется, всё будет базироваться на Мурманск. Именно оттуда и будут новые владельцы. Может быть, ещё и можно что-то сделать, но некому».
Смотрите также:
- Кто пойдёт за рыбой? Наши судна в сравнении с иностранными, как «Жигули» и «Вольво» →
- 30 апреля ОАО «Архангельский речной порт» исполняется 20 лет →
- Михаил Веллер: большевики на 70 лет отложили развал империи →