Антоныч, как его называли в народе, не боялся людей: запросто разговаривал со всяким, кто подходил к нему, помогал всем, кто просил о помощи. И рядом всегда была она, его жена, его Маша.
Супруга Анатолия Антоновича Мария Алексеевна и сама-личность с большой буквы. Она всегда поддерживала своего Анатолия, помогала ему во всём. Сегодня она вспоминает своего супруга так.
«Моя оппозиция»
-Мария Алексеевна, как Вы прожили этот год?
-Этот год был очень тяжёлый для нашей семьи. Но в то же время было облегчение. Те страдания, которые мы вместе переживали полтора года, закончились. Меня поражает то, что когда прихожу на Вологодское кладбище, где мы его похоронили, люди помнят, говорят добрые слова, это согревает.
В этом году родился мой внук. Это была такая радость! Я почувствовала, что бог даёт маленького мальчишечку взамен Анатолия Антоновича. Внук родился 6 апреля, мы назвали его по святцам - Артемий. Ребёнок очень похож на деда. Те, кто видели его, говорят: «Ну, Ефремов, особенно взгляд». Характерный мальчишка, живчик такой. Все мы вокруг него вертимся.
-Анатолий Антонович возглавлял область с 1996 по 2004 годы. А какими эти годы были для вас?
-Я делала всё, что было в моих силах. Я, например, хотела, чтобы он всегда выглядел внешне респектабельным, красивым человеком. Наверное, все знают, как он любил одеваться, я считаю, что это моя заслуга (смеётся). Я следила за тем, как он говорит. Всегда, когда он выступал на серьёзных мероприятиях, я анализировала, высказывала свою точку зрения, я всегда критически к нему относилась. Он в таких случаях называл меня «моя оппозиция», на что я отвечала: «Никто тебе не скажет правду», ведь власть предполагает окружение, которое поддерживает. А когда были живы дедушка и бабушка, то дед, конечно, у нас не молчал. Вспомните, когда областью руководил Ефремов-было самое тяжелое время: пенсию не платили, зарплаты бюджетникам задерживали. Дед всегда ему выговаривал, вправлял мозги, помню, оба горячатся, доказывая свою точку зрения, а бабушка бегает с пирогами между ними: «Хватит тут. Давайте чай пить».
Я хочу сказать такую фразу: мне не стыдно, что мой муж был губернатором. Он не делал ничего такого, о чём можно было бы сейчас сказать: нельзя было этого делать. Он был честен, порядочен.
Боролся не за себя
- А что Анатолий Антонович не успел сделать? Он вспоминал об этом?
-Да, он много говорил о подводе газа к Архангельску, о том, что надо кончать с этим топливом, что медленно Киселёв (Николай Киселёв-следующий губернатор,-прим. ред.) всё это делает. Мечтал о том, чтобы из Архангельска, а не из Мурманска шёл северный морской путь. Он о лесе заботился. Это тема была ему близка, он знал её хорошо, переживал. Он говорил об Архангельске, о том, что недостаточно работает мэр, город выглядит заброшенным.
-Как он воспринимал критику московских начальников, ведь наверняка, не всё гладко у него складывалось?
-Я бы не сказала, что он боялся первых лиц государства. Он понимал, что борется не за себя, не за свою шкуру, а за то, чтобы улучшилась жизнь в нашей области. Он ведь шёл напролом за область. Вспоминаю приём в Кремле по поводу приезда короля и королевы Швеции. Тогда на это событие пригласили всех губернаторов с жёнами. Помню-огромная лестница, по которой мы должны были подниматься парами, а наверху нас встречали Владимир и Людмила Путины. Потом мы должны были пройти в зал, где находились король с королевой. И вот объявляют: губернатор такой-то с супругой. Когда объявили: «Приглашаются губернатор Архангельской области с супругой», Путин заулыбался и шагнул навстречу. То есть Путин чувствовал губернатора Ефремова, как очень сильного человека.
-А платье специально покупали к этому событию?
-Нет, не покупала. У меня была швея, которая шила мне платья. То платье было, как полагалось по протоколу, чёрное, в пол.
Алексий II спас от смерти
- А что за история, когда Патриарх Алексий II спас Анатолия Антоновича?
-Действительно, была такая ситуация. Ефремов должен был ехать в Москву, друзья предложили ему поехать на машине. Он никогда не ездил на машине, только на самолёте, чтобы сэкономить время. И тут -неожиданный визит Алексия II. Патриарх приезжал в Антониево-Сийский монастырь по поводу пожара, он хотел посмотреть размеры бедствия, и попросил, чтобы Анатолий приехал тоже. Так, он не поехал с друзьями в Москву, а поехал в Антониево-Сийский монастырь. А та машина, на которой он должен был ехать в Москву, разбилась и все, кто в ней находились, погибли.
Анатолий Антонович и Алексий II дружили. На все большие праздники Алексий присылал ему приглашения. Мы часто были на службе, в первых рядах. Эта дружба дорого стоит.
Артистическая жилка
-Всем известно, как ваш супруг любил кино и всё, что с этим связано. А кроме кино, что ещё он любил?
-Он очень любил театр, эстраду. Когда мы жили в Москве, ходили на все крупные эстрадные представления. Он дружил с Володей Винокуром, со многими ведущими эстрадниками. Дело в том, что у него всегда была артистическая жилка. В студенческие годы он выступал в театре АЛТИ, у Виктора Панова работал. Артистичность была в его натуре, и она помогала ему. Я часто спрашивала его: «Не страшно выступать, ведь огромная аудитория?» А у него всегда наоборот, внутренний подъём. Я это видела и просила выступать без бумажек, от себя. Он мог настроиться, собраться, он красиво, хорошо умел говорить.
-Расскажите о сыновьях. Чем они сейчас заняты?
-У нас двое сыновей, Антон, ему 33 года и Алексей. Оба работают, у Алексея семья, а старший сын ещё не женат. Особенно занят младший, у него небольшой бизнес. Старший сын часто помогает нам. После смерти Анатолия Антоновича сыновья стали ближе ко мне, заботливее. То, что мы пережили, болезнь эту, долгую, страшную болезнь, сплотило нас.
-А как Анатолий Антонович воспитывал сыновей?
-Заниматься детьми ему было некогда, но мы любили отдыхать вместе, ездили в лес, гуляли. Он учил их жизни и с примерами, и разными мерами, по-деревенски, вообщем (смеётся).
«Продолжение - во внуке»
-Мария Алексеевна, на Вологодском кладбище уже установлен памятник. Кто участвовал в его разработке?
-Да, мы установили памятник, осталась только оградка. Открыт памятник будет 13 октября. На могиле Анатолия Антоновича будут установлены и скульптура, и надгробие, так, как задумала я. Я скажу откровенно, после похорон я не спала четыре дня, мне было очень тяжело, и я про себя думала: столько времени он болел, люди так тронуты были бедой нашей, и когда огромная масса людей проходила мимо гроба во время прощания, у меня возникло ощущение образа. Я обратилась к Сергею Сюхину (Сергей Сюхин-художник и скульптор, - прим. ред.), потому что он знал Анатолия Антоновича. Я поделилась с ним своим виденьем. Серёжа согласился, одобрил, претворил в жизнь. Я благодарю всех, кто помог нам в создании памятника.
-В чём продолжение Ефремова?
-В нашей семье, конечно, во внуке. А продолжение Ефремова-это программы, задачи, которые он ставил перед своей командой. Эти программы продолжает сегодняшняя власть. Дай бог, чтобы это всё осуществилось. Мне кажется, что это - правильные пути-дороги, по которым наша Архангельская область может жить достойно.
Смотрите также: