Директор селецкой школы получила благодарность от президента

   
   

На прошлой неделе президент РФ Владимир Путин объявил благодарность директору Селецкой школы Холмогорского района Елене Поповой за многолетнюю работу и развитие образования.

Елена Анатольевна, как и все, кого награждают, скромно отмахивается, мол, ничего особенного я не сделала. Мы попросили героиню рассказать о том, что же такое «многолетний труд»?

Её дети

Елена Анатольевна - директор уже более 30 лет. Сельцо (другое название - Погост. - Ред.) - её родная деревня, в которой она родилась и окончила ту самую школу, в которой работает. Затем она поступила и окончила Архангельский пединститут, получив специальность «учитель русского языка и литературы». Но после института она вернулась в свой район - по её словам, «больше никуда даже и не хотелось». Сначала Елена Анатольевна отработала 5 лет в Пингишенской школе, а затем, в 1984 году, вернулась в родную школу, где через два года стала директором. Школа в Сельце - малокомплектная, в этом году здесь обучается всего 25 учеников, а учителей - всего 10. Здание школы старое, но крепкое - построено в 1961 году. «Особенность малокомплектной школы в том, что если ты учитель географии, то ты должен пройти дополнительные курсы и вести, например, ещё и биологию, - рассказывает нам директор. - Но учителя справляются, все они - разносторонние специалисты». Пять лет назад школа стала филиалом Емецкой школы - в плане организации это облегчает работу, а вот расстояние в 40 км между зданиями, наоборот, осложняет, а кроме того, здесь нет официального перевоза через реку. Так что помогает телефонная связь и Интернет.

«Я отдала всю свою жизнь образованию, - говорит Елена Анатольевна. - Вся школа - это мои дети. По сравнению с детьми 80-90-х у сегодняшних учеников под рукой имеется много дополнительных возможностей для образования. Если в те годы были печатные пособия, причём не у всех, то теперь есть и Интернет, и различная техника. Конечно, есть и другая сторона - ту информацию, которую ученики получают из Интернета, они должны уметь перерабатывать, а не брать в готовом виде. Дети начинают хитрить, и наша задача - научить их обдумывать свои ответы». Выпускники после школы поступают в основном в САФУ и Северодвинский ВТУЗ, все учатся бесплатно, среднее образование получают также в Северодвинске. «Рабочие руки сейчас очень нужны, - считает она. - Старшее поколение уйдет, и предприятия остановятся. Но и рабочий сейчас нужен современный - чтобы он мог предлагать новые идеи, творчески подходить к работе».

«Школа - первый дом»

Большинство учителей школы - это её же ученики, которые вернулись назад, в основном это дети поколения 80-х. «Возвращение молодёжи в деревни и сёла - проблема не села, это проблема всей страны, - вздыхает Елена Анатольевна. - В своё время у нас здесь был хороший совхоз и предприятие было сильное. Строились квартиры, молодёжь оставалась. Но в 90-е годы всё это рухнуло, и сейчас самая главная проблема - нехватка работы. У многих, кто уехал, здесь остались дома, в которых можно жить. При этом в городе, где они работают, они чуть ли не все деньги тратят на то, чтобы снимать жильё. Если бы была возможность хорошо зарабатывать, они бы все с удовольствием сюда вернулись. А так - жители села работают на почте, в магазинах, учителями и воспитателями - вот и всё».

По словам директора, школа для многих учителей - это даже не второй, а первый дом. «Без неё мы себя не мыслим, - говорит она. - Кстати, большой плюс - то, что нашим женщинам повезло с мужьями, которые понимают, почему те много времени проводят на работе, и даже сами помогают. Учитель - это прежде всего не сколько знаток своего предмета, сколько интересная личность. Он должен знать не только свой предмет, но и много чего из других областей. И конечно, он должен быть профессионалом». 

   
   

Смотрите также: