Экодвижение «42»: Займётся ли Архангельск раздельным сбором мусора?

Мусора на переработку пошло бы больше, если бы горожане не игнорировали раздельный сбор отходов. © / Архангельское экологическое движение «42» / Из личного архива

В то время как во многих странах, да и в некоторых городах России, становится всё популярнее раздельный сбор мусора, в Архангельске у людей до сих пор нет такой привычки. Я бы и рада сортировать отходы, да вот только выбрасывать их некуда. Специальных контейнеров у нас раз, два и обчёлся. Да и толку-то от этого, ведь весь этот «раздельный» мусор везут на одну свалку. Кто-нибудь у нас занимается этой темой: пропагандой сбора раздельного мусора?    
   

Р. Куликова, Архангельск

О том, как можно решить эту проблему, мы поговорили с представителями экологического движения «42» - координатором Анастасией Кочневой и членом совета Ириной Уткиной.

Самые ответственные - в Урдоме

- Объясните, что за чехарда с разноцветными мусорными контейнерами, установленными в Архангельске? Сначала появились по три в ряд разных цветов, и на них приклеены рисунки: какой контейнер для какого мусора. Потом мы увидели контейнеры, раскрашенные в два цвета. Что, куда выбрасыать и, главное, куда везут эти отходы?

Анастасия: - Да, изначально в городе устанавливалось по два бака: жёлтые - для пластика, стекла и алюминия, и синие - для картона и бумаги. И за ними должны были приезжать две разные машины от Архангельского мусороперерабатывающего комбината (МПК. - Ред.). Но так как адресов, где стояли эти баки, было мало и обслуживать их по отдельности было невыгодно, то машина приезжала одна. Люди видели это и думали, что мусор всё равно смешивается, что их обманывают, и никакого раздельного сбора мусора на самом деле не происходит. Поэтому потом в городе установили баки просто для вторсырья - двухцветные, куда можно выбрасывать всё. Далее на комбинате этот мусор досортировывается, прессуется и затем на фурах его везут в другие области на переработку.

Мы уже не первый год объясняем, зачем необходимо сортировать мусор. Два года мы проводим даже областной Чемпионат по сбору вторсырья «Экобатл»: люди собирают макулатуру и пластик и сдают их, соревнуясь - кто больше. Задача чемпионата - не просто собрать вторсырьё, а рассказать всем, что это важно - разделять отходы и отправлять их на переработку. В глубинке, мне кажется, это понимают лучше, чем в больших городах. Например, в соревнованиях по сбору пластика среди муниципальных образований побеждает Урдома второй раз.

Ирина: - Люди действительно ждут целый год, готовятся, собирают пластик. И когда открывается пункт «Экобатла», весь посёлок выходит со своими мешками. Этим они занимаются не по указке администрации, а по своей инициативе. Такой эксперимент стал частью их жизни. Это работает, многие действительно стали следить за тем, что выкидывают.    
   

Кстати, и городские субботники тоже нужно проводить с умом. Задача - не просто собрать мусор и отправить его на свалку. Нужно делать субботники с раздельным сбором, чтобы собрать вторсырьё и отправить на переработку. Взять мешки двух цветов - в один складывать неперерабатываемый, сильно загрязнённый мусор, во второй - стекло и пластик. Затем нужно договориться с МПК, чтобы они вывезли вторсырьё. Такую разъяснительную работу с населением должны проводить городские власти.

Фото: Из личного архива/ Архангельское экологическое движение «42»

- Можно ли с помощью раздельного сбора и его дальнейшей переработки решить проблему загрязнения города?

Анастасия: - На самом деле переработка не решает на 100% проблему свалок. У нас есть Федеральный закон № 89 «Об отходах», где написано, что в первую очередь нужно заниматься предотвращением их образования. Да, весь пластик, по идее, можно переработать, но не всегда это экономически выгодно. А упаковку типа «тетрапак» сложно перерабатывать, на это уйдёт больше денег, чем на её производство. Так что нужно думать, как заменять такую упаковку на более «перерабатываемую» или экологичную. Нужно искать способы отказа от одноразовых вещей - пакетов, трубочек, стаканчиков. Эта проблема- всемирного масштаба.

Сейчас в России перерабатывают около 5% вторсырья. Это очень мало. На самом деле при внедрении раздельного сбора и введении запрета на производство неперарабатываемых материалов можно достичь 100% переработки и вообще избавиться от необходимости создания новых полигонов. Но сейчас внедрение раздельного сбора происходит очень медленно.

К тому же нет поддержки, например, от городской администрации. Хотелось бы, чтобы выделялись деньги для установки контейнеров, чтобы они помогли хотя бы с просвещением населения. Ведь для того, чтобы разместить социальную рекламу в городе, нужны большие деньги, которых у нас просто нет. Когда мы приходим на различные мероприятия с представителями правительства области или администрации Архангельска, они отмахиваются, дескать, какой смысл, ведь наши люди всё равно ещё не готовы к раздельному сбору. Ну как не готовы? Мы видим динамику - нас становится всё больше и больше! Мы очень верим в людей, и хотелось бы, чтобы и власть тоже в них верила.

- А замена полиэтиленовых пакетов на бумажные, была недавно такая инициатива, может помочь?

Анастасия: - Это плохая идея. Отказ должен быть в принципе от одноразовых вещей - там, где их использование не является жизненно необходимым. Так мы очень быстро эксплуатируем ресурсы планеты. Для большого количества бумажных пакетов нужен лес - сданная макулатура здесь не поможет. Саморазлагающиеся пакеты - тоже плохо: в них содержится специальная добавка, которая просто разрушает их на частицы пластика. То есть его не видно, но в почве пластик остаётся. Да и вообще - наша проблема не в том, что у нас есть неперерабатываемые вещи, а в том, что мы сейчас очень много потребляем.

Фото: Из личного архива/ Архангельское экологическое движение «42»

Вопрос к властям

- Одним из самых опасных видов отходов считаются использованные батарейки. Куда в Архангельске их можно отнести?

Анастасия: - Специальных контейнеров для их сбора сейчас в Архангельске нет, хотя не так давно ещё были. В нашем городе был единственный контейнер, который стоял в здании министерства природных ресурсов. Потом его оттуда перенесли в Центр природопользования окружающей среды.

Но дело в том, что недостаточно просто собрать батарейки, нужно ещё и переработать их. Батарейку нужно разделить на составляющие - химические соединения, металлы и только потом уже утилизировать. У нас этим в России занимается всего одна компания - в Челябинске, и то платно. В Архангельске, бывает, проходят акции по сбору батареек в магазинах бытовой техники.

А вообще-то сбором батареек должны заниматься управляющие компании или ТСЖ - по закону они должны принимать у населения батарейки и ртутные лампы. Для этого у них должен быть договор с утилизирующей компанией. В Архангельске есть такие компании. Но, когда жильцы просят коммунальщиков принять, допустим, использованную ртутную лампу, их отправляют куда подальше. Но это нарушение закона. Можно, конечно, «надавить», и коммунальщики примут такой мусор, но так как на самом деле договора у них нет, то ваши батарейки окажутся на обычной помойке. Нужно проверять, есть ли у них договор. В этом случае мы говорим: «Жалуйтесь в прокуратуру».

- Кто всё-таки должен быть организатором кампании по сбору раздельного мусора?

Анастасия: - В территориальной схеме Архангельской области обязательно нужно прописать целевые показатели по внедрению раздельного сбора, чтобы обязать регионального оператора внедрить раздельный сбор. Сделать это могут представители власти.

Но даже без этого, прямо сейчас, инициативные жители могут объединиться и организовать раздельный сбор в своём дворе. Инициативы снизу очень важны, те кампании по раздельному сбору, которые сейчас проводятся в нашей стране, - это в основном инициативы простых неравнодушных людей. Осталось только всем договориться.

Досье

Анастасия Кочнева родилась в Архангельске. Координатор архангельского регионального движения «42». Окончила СГМУ. Экоактивизмом занимается с 2014 года.

Ирина Уткина родилась в Архангельске. Член Совета движения «42». Окончила САФУ по специальности «Работа с молодёжью». Работает по специальности. Экоактивизмом занимается ещё со школы

Смотрите также: