Безопасность и развитие. Главные темы арктического форума в столице Поморья

   
   

Ещё накануне открытия форума один знакомый датский журналист говорил мне, что это очень значимое событие, и он удивлен, что его соотечественников в отличие от представителей других стран, на этом форуме почти нет. И это правда, Второй Международный форум «Арктика – территория диалога» в САФУ собрал сотни ведущих российских и зарубежных политиков, учёных и представителей бизнес-структур. Открыл мероприятие президент Русского географического общества Сергей Шойгу: «Мне очень приятно, что к форуму проявляют всё возрастающий интерес представители России и зарубежных стран, это подтвержает наши перспективы сотрудничества в данном регионе. Архангельск выбран для проведения форума совсем неслучайно, этот город самым тесным образом связан с историей изучения и освоения Арктики, с истоками становления здесь транспортного сообщения, развитию которого и посвящён наш форум. Важно, что мы собрались в Северном Арктическом федеральном университете, сама направленность этого вуза даёт нам основания надеется на преемственность идей, проектов, о которых мы говорим сегодня».

 

По следам поморов

По словам Сергея Кужугетовича, в этом году Русское географическое общество (РГО - организатор форума – Ред.) получило грант на большую экспедицию по следам поморов. Она приурочена к 300-летию со дня рождения нашего великого земляка Михаила Ломоносова. Её цель изучения территорий следования поморов из Белого моря в Арктику. Кроме того, участники экспедиции планируют изучить представителей флоры и фауну прибрежной зоны, занесённых в Красную Книгу. Русское географическое общество уже много лет изучает различные аспекты, связанные с Арктикой, но основная работа там ещё впереди. И один из основных вопросов – это безопасность данного региона. Сегодня, когда интерес к Северному морскому пути, как наикратчайшему пути из Европы в Азию, растёт, необходимо активно развивать навигацию и средства связи в этом регионе. При этом мы не имеем права забывать о том, что это очень уязвимый регион и при освоении Арктики человеком, необходимо быть крайне осторожными и бережливыми, чтобы не нарушить существующий в природе баланс. Для этого в ближайшем будущем в Архангельске, Мурманске, Нарьян-Маре, Воркуте и других городах будут созданы аварийно-спасательные центры, которые позволят осуществлять мониторинг за безопасностью в этом регионе и отрабатывать пути быстрого реагирования в случаи возникновения чрезвычайных ситуаций. Для сотрудничества в этой области МЧС России призывает не только подобные структуры других стран, но и представителей бизнеса.

 

279 месторождений

Министр природных ресурсов России Юрий Трутнев рассказали на форуме о богатствах Арктического региона: «Площадь арктических владений России порядка 3 млн. кв. км, это 18% всей территории нашей страны. В арктической зоны открыто 279 месторождений нефти и газа. Добыча углеводородов на этой территории обеспечивает 11% национального дохода России. Кроме того, здесь находится около 350 месторождений золота, большие запасы других металлов, алмазов. Первые запасы нефти и газа в Арктике обнаружены СССР и Америкой в 60-ые годы 20 века, и в это же время в Арктике началось строительство объектов инфраструктуры. Сегодня Россия является лидером по добыче углеводородов в континентальной зоне Арктики. Добыча нефти в шельфовой зоне должна стать новым витком в истории освоения Арктического региона. Этот регион непременно должен стать площадкой для сотрудничества, обмена опытом между странами, как сфере освоения её богатств, так и в сфере экологической безопасности».

 

   
   

Ждём саммита

Губернатор Архангельской области Илья Михальчук в своей речи выступил с инициативой сделать Архангельск постоянной площадкой форума: «Уроженец Холмогорской земли Михаил Ломоносов, в честь 300-летия которого в том числе был организован этот форум, сам бывал в студёных морях и доходил до Новой Земли и Шпицбергена. Именно он предсказал великое будущее полярным морям и считал изучение Арктики исторической миссии России. Наши предки поморы первыми прошли северный морской путь, открыли и описали новые земли. И сейчас Архангельск продолжает играть большую роль в освоении Арктики, и мы должны думать о новых проектах, в первую очередь, это «Белкомур», который свяжет Север с Уралом, и глубоководный порт. Также необходимо дать новый толчок для развития науки на Севере, а именно создать арктический научный центр с прямым подчинением Академии наук РФ. Кроме того, учитывая роль Архангельска в освоении этого региона мы бы хотели предложить, чтобы международный форум ежегодно проходил в нашем городе, а в 2013-2015 годах в столице Поморья был проведён саммит приарктических государств».

 

Первые лица на форуме

Как и ожидалось, прибыли на форум и премьер-министр России Владимир Путин, и главы нескольких государств, в частности правящий князь Монако Альбер II и президент Исландии Олавур Рагнар Гримссон. Глава российского правительства ещё раз подчеркнул, что повестка форума (транспортная инфраструктура Арктики) во многом определила место его проведения. Архангельск – родина первопроходцев Арктики, и именно здесь, на берегу Северной Двины строился первый северный арктический флот России. С Архангельском, по его словам, связано и будущее развитие Арктики. Северный морской путь Россия намерена превратить в один из ключевых маршрутов глобального значения. Общий объем перевозок по Северному морскому пути уже в этом году может достигнуть 700 тысяч тонн, и это должно стать только началом возрождения крупнейшей транспортной магистрали. Одна из приоритетных мер Правительства РФ, направленных на развитие арктической транспортной системы, является принятии до конца 2011 года закона «О Северном морском пути», который должен урегулировать вопросы судоходства по этому коридору, разработке и реализации комплексного транспортного проекта, обеспечивающего динамичное освоение северных территорий.

Президент Исландии еще раз уделил внимание сотрудничеству стран в данном регионе: «Арктика стала новым горизонтом мировой политики, поэтому я рад присутствовать здесь и вести диалог. Понятно, что Северный морской коридор станет важным мостом в современной политике, так как он свяжет воедино Европу, Азию, Северную Америку и Атлантику» А вот Альбер II признался, что красота Арктики вдохновляет его, и человечество, осваивая эту территорию, не должно разрушить этот удивительный уголок земли.

Мнения

 

Эрнест Белокоровин, министр промышленности, транспорта и связи Архангельской области:

- «Процесс освоения Арктики откроет для Архангельской области новые горизонты.

Совершенно очевидно, что уже сейчас мировой экономике нужны новые транспортные схемы, новые решения. Ледовая шапка в Арктике на данном этапе уменьшается, повышается транспортная открытость — соответственно, это могут быть морские маршруты. Это могут и быть воздушные коридоры через Северный Полюс, что-то еще.

Как будет развиваться мировая инфраструктура в Арктике, покажет время. Но уже сейчас в России инициирован ряд масштабных проектов в этом направлении. Таких, как глубоководный порт в Архангельске, железнодорожная магистраль «Белкомур».

Наша задача – добиваться максимального участия Архангельской области в этих проектах. Ведь это и новые рабочие места, и отчисления в бюджеты всех уровней, и мощный толчок развитию всего региона.

Николай Калистратов, депутат Архангельского областного Собрания, «Единая Россия»:

- «Освоение Арктики обеспечит стабильный приток заказов промышленным предприятиям Северодвинска и всей области. Освоение Арктики потребует строительства множества новых кораблей различных классов, буровых платформ, нефтепроводов, сопутствующих объектов на суше, их обслуживание и ремонт. Архангельская область готова к решению таких масштабных задач. Наш уникальный опыт и производственно-технологическая база позволяют нам с уверенностью утверждать, что продукция наших промышленных предприятий будет востребована во всех странах, участвующих в освоении Арктики».

Смотрите также: