Арктика раздора. Кто и как отламывает «вкусные» куски?

30 октября стало известно, что весной 2015 года Россия намерена подать в комиссию ООН по морскому дну заявку на расширение суверенитета на арктическую территорию. В случае одобрения заявки страна «обрастет» еще 1,2 миллионами квадратных километров, что позволит прирастить ресурсов на 5 миллиардов тонн условного топлива. Поводом для подачи заявки стали исследования, которые проводила в Северном Ледовитом океане команда судна  «Академик Федоров», изучившая дно на площади в почти 350 тысяч квадратных километров. О том, что происходило и происходит сейчас в Арктике, «АиФ-Архангельск» рассказал северодвинский журналист, морской историк, участник плаваний по Севморпути Олег Химаныч.

   
   

«Идет жесткая, на первый взгляд, невидимая борьба за углеводородные месторождения в Арктике. И нам нельзя оставаться пассивными и самоуверенными. Нужно не театрально, а научно доказывать свои претензии на континентальный шельф, как это успешно делают, например, норвежцы», - рассказал Химаныч.

Нефть «подсосали»

Наталья Попова, «АиФ-Архангельск»: Олег Борисович, ещё в 2009 году Вы писали о том, что США и Канада ведут политику недопущения России к богатствам Арктики. Что сейчас происходит?

Олег Химаныч: То же самое. Разве что на передовую линию нападения в связи с известными событиями вокруг Украины «выдвинулась» Канада. Она одной из первых поддержала санкции против России и первой принялась высылать наших дипломатов. Ряд обозревателей считают это следствием того, что в Канаде традиционно сильная украинская диаспора. Возможно. Но я уверен, что и без накопившихся претензий Канады по линии арктического шельфа тоже не обошлось. Хотя до нынешнего момента страна кленового листа старалась не идти с нами на открытое противостояние: без лишнего шума канадцы ставили вопрос о строительстве сторожевиков и подлодок для своей арктической зоны, проводили военные маневры за полярным кругом, и тоже без громкой афиши. Допускаю, канадцев могли «подзадорить» и намерение России создать Арктическую группу войск, и недавняя высадка наших десантников на Новосибирские острова.

Нет секрета, что делёжка шельфа Ледовитого океана мировому сообществу ещё предстоит. Здесь огромные запасы углеводородов - примерно четверть залежей планеты. Мировая экономика, её ресурсные отрасли уже изрядно «подсосали» нефть и газ на юге, теперь курс - в Арктику. Политики пока избегают обострять этот вопрос, держат его в рамках дипломатии, хотя, изредка демонстративные вещи всё же прорываются.

Канада, между прочим, не единственная, кто претендует на арктический шельф, который, кстати, пока не имеет чётких границ. США, Дания (опираясь на владение Гренландией), Норвегия, Исландия, Швеция и даже Китай Арктикой интересуются. Китайцы достаточно мощным ледокольным судном обзавелись, и насколько знаю, в прошлом году прошли Севморпутём с востока на запад. О США вообще речь особая - они держат на Аляске 24 тысячи военных, три базы сухопутных войск и три - авиации, есть несколько объектов береговой охраны.

«Тихая» Норвегия

- Эти страны открыто заявляют о своих правах на Арктику?

   
   

- Те, что имеют выход к Ледовитому океану, открыто. Они подчёркивают свою значимость. Шельф ведь не имеет границ. Видимо, аппетиты и у канадцев есть на те места, на которые мы нацелились. Идёт соперничество на дипломатическом уровне.

Есть и пример конфликта с привлечением военных. Канада и Дания не могут поделить остров Ханса, что во льдах Северо-Западного прохода, соединяющего Тихий и Атлантический океаны.

И Дания и союзная с ней Франция, несмотря на то, что состоят в едином блоке НАТО, действуют вплоть до того, что посылают туда свои корабли дежурить. Они делят уже там шельф, потому что пока вопрос в правовом смысле не решён. Но застолбить свои интересы, задекларировать свои интересы в этом районе стремятся все. Дания, казалось бы, какое отношение имеет? Просто потому что раньше Гренландия принадлежала Дании, она претендует и на шельф и даже на Северный полюс. Эта страна собирается доказать, что шельф, который начинается от Голландии, выходит к Северному полюсу, значит, Дания, имеет право разрабатывать там месторождения.

Норвежцев поставил бы в пример - они обосновывают свои претензии на шельф, опираясь на результаты научных исследований, и не бряцают оружием. Весной 2009 года к своей суше Норвегия прибавила 235 тысяч квадратных километров шельфа. По закону! Точнее, так решила комиссия ООН, которая действует в соответствии с Конвенцией по морскому праву. Она утвердила заявку Норвегии, её научные аргументы. Приобретения эти находятся к северу от Шпицбергена. Норвежцы давно на них нацеливались, а мы, похоже, больше думали, как установить флажок на полюсе (в 2012 на дне Северного Ледовитого океана был установлен российский флаг. - Ред). Поясню.

Согласно Конвенции по морскому праву Россия имеет вдоль побережья Ледовитого океана 12-мильную зону территориальных вод и 200-мильную экономическую зону. Однако, последняя может быть увеличена, если доказать, что континентальный шельф простирается дальше 200 миль. Велик ли куш, скажем, с хребтом Ломоносова? Страна может получить для экономики сектор площадью 1,2 млн квадратных километров! Если докажет. Но нужно флот, науку, финансы заряжать, а не спектакли устраивать. Похоже, в последние годы в России это начали понимать, начались-таки экспедиции, и это обнадёживает.

Платформа-остров

- 18 апреля в Арктике, со стационарной платформы «Приразломная» отгружена первая партия нефти. По этому поводу уже высказались и скептики: нефть незрелая, в случае аварии экология может пострадать. Обоснованы ли претензии и какая ещё критика обрушилась на «Приразломную»?

- Выскажу личное мнение: риск экологической беды всё же высок, и дай Бог, чтоб её не случилось, ведь надёжной и отработанной технологии борьбы с разливами нефти в Арктике пока нет. С других же позиций критиковать «Приразломную» не берусь, поскольку не компетентен.

Могу, однако, сослаться на норвежцев, они в освоении шельфа, куда как дальше нас ушли и говорят, будто бы «Приразломная» - вчерашний день. Сегодня есть технологии, которые позволяют без огромных вложений добывать нефть из шельфа. Говорили мне не только о недопустимых затратах на строительство платформы, но и «Зачем надо было обрабатывать, буксировать и садить на дно такую массу металла (только кессон 117 тысяч тонн), если есть технологии добычи компактными добычными комплексами, которые устанавливаются на дне и качают нефть по подводным трубопроводам к ближайшему берегу?». Это мнение норвежцев. У них принято считать деньги, и действительно есть добычные комплексы, которые не возвышаются над поверхностью моря (месторождение газа Snovit в завязке с заводом СПГ на острове близ Хаммерфеста), и к природе у них отношение трепетное.

Платформа «Приразломная». Норвежцы удивляются, зачем Россия столько металла потратила на это сооружение. Фото: www.russianlook.com

Технологий у нас нет

- Президент Путин заявил недавно, что добыча арктической нефти на шельфе повлияет на развитие отечественного машиностроения. Говорят о строительстве новых платформ, их тоже будут строить в Северодвинске?

- Президент прав. Строительство на отечественных верфях буровых и добычных платформ, прочих специализированных судов для работы на шельфе, неизбежно станет стимулом для нашей промышленности. Потому что это новые рабочие места, однозначно - новые, передовые технологии.

О строительстве сооружений, подобных МСЛП «Приразломная», созданной на Севмаше, вопрос пока не стоит. По меньшей мере, не слышал об этом. К тому же имейте в виду, что в нынешних условиях рынка, строить флот для шельфа, включая платформы, у нас на Севере дорого. Много дешевле на южных верфях, а если иметь в виду уже опыт и достигнутый уровень специализации, то в Корее или Китае.

И вот ещё наша слабость - технологическая база. Мне это стало понятно уже при первом знакомстве с нефтегазовым комплексом Норвегии. Тогда как раз Штокман (одно из крупнейших газокондесатных месторождений в мире, - Ред.) затевали, только-только. Вернулся в Россию, говорю: Штокман для нас – преждевременная затея. Многие мне не поверили. Некоторые посмеялись. А вышло-то по-моему… Последний раз, это 2011 год, довелось говорить с норвежским спецом-водолазом. Они собрались к Шпицбергену продвигаться, там глубины к 300 метрам. На промыслах они уже свободно работали на двухстах, и сто метров для них не глубина! А наши? Вспомните трагедию «Курска», затонувшего на 102 метрах. Мы норвежцев на помощь звали. Вот и сравните уровни подготовки и технологий.

Норвежцы не просто на фантастические глубины опускаются, а работают со специальной дыхательной жидкой смесью, с гаечными ключами трубы собирают. У нас же на 300 метров опустился, и ты - «герой России». У нас вообще нет никаких технологий освоения шельфа. И такая разница во всём остальном шельфовом хозяйстве.

- Кто создаёт такие передовые технологии? Правда ли, что бывшие российские учёные принимают в этом участие?

- Такие случаи мне неизвестны. Насколько знаю, на норвежских платформах вахтовым методом работают наши рабочие и, кстати, их хвалят. И моряков русских, которые подряжаются на обслуживающий месторождения флот, тоже ценят. Русский человек умеет работать. Однако к созданию и освоению передовых технологий добычи нефти и газа на больших глубинах моря нас, россиян, не допустят. Думаю, страны-лидеры нефте- и газодобычи раскрывать свои технологии нам не намерены. А борьба за шельф предстоит жёсткая.

Досье:

Олег Борисович Химаныч родился в 1954 г. Окончил Петрозаводский университет по специальности «история». Участник плаваний по Севморпути (1982-1991). Член Союза писателей России, Русского географического общества. Редактор еженедельника «Корабельная сторона».

Смотрите также: