Сёмга уплыла
- Ларс, так есть диалог между нашими странами или нет?
- Есть. Я знаю, что правительства наших стран обсуждают вопрос: «Как мы можем работать вместе?» Будет хорошо, если мы найдём общий язык. На Арктическом форуме министр иностранных дел Норвегии Бренде встретился с вашим министром Лавровым, я считаю, что это положительный момент.
- У нас сейчас время санкций. Много ли проектов пришлось свернуть?
- Да, есть санкции, связанные с рыбой, с нефтью. Например, норвежской сёмги нет в российских магазинах. Мы с радостью продолжили бы продавать сёмгу в Россию, но такой возможности не будет, пока наши политики не договорятся. На сегодняшний день мы продаём сёмгу другим странам. И всё же, несмотря на санкции, мы продолжаем развивать культурные проекты.
Санкции - между Осло и Москвой, а мы работаем в Северной Норвегии, в Баренцевом регионе, и у нас с вами много совместных проектов, в прошлом году в них участвовало около 35 тысяч человек. Это культура, наука, медицина, спортивные мероприятия. По-прежнему продолжается сотрудничество между нашими двумя арктическими университетами, в Тромсё и Архангельске. Я знаю, что в дни форума встречались наши губернаторы, у них между собой хороший диалог. Не так давно был подписан 3-летний договор о сотрудничестве между Тромсё с Мурманском. Сейчас идёт работа над похожим договором между Тромсё и Архангельском. Такие договоры очень важны, они дадут возможность развиваться простым проектам, например, спортивным.
- Ещё лет 5 назад у нас много говорили о совместном бизнесе - почему в итоге норвежские бизнесмены не идут к нам?
- Мы общаемся с нашими бизнесменами, спрашиваем, какие у них есть вопросы, «как мы можем вам помочь, чтобы вести бизнес в России»? Мы со своей стороны можем только предлагать площадки для обсуждения общих вопросов. Но сейчас наши бизнесмены считают, что открыть бизнес у вас трудно, в первую очередь из-за языкового барьера. Ещё причины - это финансовая непредсказуемость, незнание ваших законов, бюрократические требования. Но желание открывать норвежско-российские предприятия есть. Например, в Киркенесе в апреле у нас будет встреча по совместным туристическим проектам. То есть если будут понятные условия для бизнеса, то всё возможно.
Как удержать молодёжь?
- На форуме прозвучала интересная информация про то, что даже у самых маленьких норвежских больниц есть свои вертолёты. Мы о таком можем только мечтать…
- То, что есть вертолёт в каждом маленьком посёлке, я такого не видел. Он может прилететь к тяжёлому больному. Но я хочу сказать, что и у нас не так всё гладко с медициной. У нас не так много врачей, как хотелось бы, их тоже не хватает в маленьких посёлках.
- Медицина платная?
- Есть государственная страховка. Но если у человека обнаружили какое-то серьёзное заболевание, например онкологию, то лечение полностью оплачивает государство.
- О комфортном проживании на Севере тоже говорили на форуме. Что такое комфорт по-норвежски?
- Это дело вкуса, но в любом случае это должны быть нормальные условия для жизни. Зарплата должна быть такой, чтобы можно было купить жильё. У нас жильё - это дом или квартира, где как минимум гостиная и количество спален, которое соответствует количеству человек, проживающих в квартире. На жильё у нас высокие цены, зато ипотека - 3% годовых.
- У нас вокруг домов грязно. Как вы решаете проблему?
- Содержать придомовую территорию - это уже не забота государства. Этим занимаются жильцы. Например, в доме живёт 50 человек, они выбирают Общество жильцов, которое создаёт кассу и решает: либо жильцы сами моют подъезды по очереди, либо скидываются и обращаются в агентство, которое будет делать уборку. У нас проводятся традиционные субботники: жильцы прибираются вокруг дома, красят детские площадки и работают бесплатно.
- Наши власти ломают голову над тем, чтобы удержать молодёжь на Севере. Но она всё равно стремится в большие города. У вас есть такая проблема?
- У нас молодёжь тоже стремится уехать в Осло. Но если все уедут, то кто будет развивать территории? Например, для тех, кто живёт и учится в Финнмарке, власти придумали ежегодно уменьшать кредит на учёбу в университете на 25 тысяч крон, это очень хорошо. Тем молодым людям, которые после окончания университета остаются работать в Финнмарке, уменьшается налог, им платят хорошую зарплату. И такие условия создало государство, чтобы молодежь работала на севере в непростых условиях, и это, я считаю, правильно.
Ларс Георг Фордал - уроженец Схьёрдала. С 2009 по 2012 годы он работал в Генеральном консульстве Норвегии в Мурманске. Возглавлял деятельность по введению безвизового режима в приграничной зоне. Изучал русский язык и культуру в Университете Тромсё, занимал посты в посольствах Норвегии в Москве и Вильнюсе, работал советником в Министерстве иностранных дел Норвегии.
Смотрите также:
- Северное Сколково. Станет ли Архангельск технологическим центром? →
- История успеха: как новодвинская девушка оказалась в Голливуде? →
- Губернатор Тромс Пиа Свенсгорд о коррупции, бизнесе и друзьях →