«На наших спектаклях в театральных ВУЗах студентов учат»,-с гордостью говорит директор театра кукол Владимир Морозов и добавляет: -нас во всём мире знают». И всё же, у кукольного, как и у любого другого живого организма, полно проблем.
Новый зрительный зал
-Владимир Михайлович, слева от театра торговый центр, справа-новая стройка магазина. При этом сам театр-это старое и изношенное здание, хотя несколько лет назад много говорилось о реконструкции. Про это забыли?
-У нашего здания износ 40 % был уже несколько лет назад. Внешний вид оставляет желать лучшего, кроме того, уже пошли трещины. Крыша протекает каждую весну, сколько бы её ни латали. Кроме того, оно изначально не было предназначено для размещения в нём театра: его просто приспособили. Поэтому в здании очень сложно делать постановочные спектакли. А те театры, которые к нам приезжают, не могут привозить сложные спектакли. Кроме того, здание не соответствует пожарным требованиям. Несмотря на то, что крепкий фундамент-в нём повсюду деревянные перекрытия. Мы надеемся, что через некоторое время пойдёт финансирование, и уже в 2014 году начнётся реконструкция здания. В этом году нам было выделено 2 миллиона рублей на ремонт, но мы перераспределили их на реконструкцию. Конечно, это очень мало, но так мы хотя бы уже сможем потихоньку приступить к делу. Земля возле здания наша, она закреплена за театром. Проект нового здания был утверждён в 2011 году. И идея эта получила сейчас второе дыхание. Могу сказать, что со стороны набережной появится большая пристройка. Там будет новый зрительный зал на 220 мест.
«Счастье, что приехали»
-Городской маленький зритель, как правило, избалован- столько развлечений. А вот детям из посёлков и деревень, где увидеть ваших «Трёх поросят»? Театр гастролирует?
-Регулярно два раза в год мы ездим по нашей области, выбирая для этого разные районы. Правда, в самые отдалённые уголки нам порой не удаётся выбираться-сложно туда попадать. Кроме того, зимой бывает очень холодно. Кстати, недавно мы вернулись с четвёртых гастролей в Вологде. Мы уже не первый год проводим так называемые обменные гастроли. Проблема только в том, что не все спектакли мы можем вывезти, но главное, что зритель нас ждёт. Нас везде хорошо принимают. Три года назад мы были в Норвегии, возили туда «Волшебные сказки попугая». Наши актёры специально даже часть текста выучили на норвежском. Конечно, там есть свой театр, но дело в том, что их спектакли сплошь поучительные. Они учат детей, как правильно себя вести в той или иной ситуации, как правильно чистить зубы и т.д. Но вот душу зрителя они не задевают. А наш спектакль просто потряс маленьких норвежцев и их родителей. Они такого никогда не видели, а потому сидели всё представление, открыв рты. Особенно остро воспринимало русскоязычное население. Наши соотечественники приходили на вечерние спектакли, и они нам говорили: «Какое счастье, что вы приехали и привезли такой спектакль!»
-Сегодня много говорится о том, что зрителя нужно приучать, как к хорошим спектаклям, так и к хорошим манерам. А вы этим занимаетесь?
- У нас в театре создана целая система. Например, есть определённые правила посещения театра. Мы их стараемся объяснять и доносить до зрителя. Дело в том, что раньше было принято с 4 лет водить в театр. Сейчас же родители считают, что их ребёнок уже в 1,5 – 2 года готов к таким походам. Но на самом деле для малыша это может быть настоящим стрессом. Бывает, что ещё спектакль не начался, а перепуганных мальчика или девочку уже выносят из зала. Но мы нашли решение, у нас появился домашний театрик. Там мы ставим коротенькие спектакли для самых маленьких.
Деньги – не главное
-Зарплата у актёров маленькая, на неё просто не прожить, что держит их в театре?
-Понимаете, если в театр приходит случайный человек, то он просто не задерживается. Дело в том, что и в советские времена зарплата была невысокая, но для тех, кто работает в театре- это не главное. Они идут не за зарплатой. На сегодняшний день средняя зарплата в нашем театре порядка 17 тысяч рублей в месяц. При этом, конечно, у нас существует серьёзная нехватка молодых артистов. Но, тем не менее, недавно к нам переехали два молодых актёра из Курска. Мы прекрасно понимаем, что не можем заманить их большой зарплатой, но зато можем заманить творчеством и очень интересной работой. Хотя, конечно, серьёзной проблемой является жильё. Чтобы приглашать молодых актёров нужно служебное жильё, а его нет. Оттого мы и не можем приглашать много артистов.
И всё же в 90-е годы было намного хуже. Мы по полгода не получали зарплату, а сотрудники пешком ходили на работу из Соломбалы и других отдалённых районов города. Но мы не унывали. Помню, даже был случай, когда мы поставили спектакль на народные деньги. Это был спектакль «Три медведя». В день города мы раскинули на улице балаганчик, давали представление и тут же собирали пожертвования. Вот так и жили.
-Чего ещё не хватает театру?
- Нет хорошей драматургии. Очень сложно выбрать что-то интересное для постановок. Конечно, можно ставить и классику, но ведь хочется чего-то новенького. К счастью, у нас есть свои авторы, а потому наши спектакли рождаются прямо в театре. Надеюсь, что зрителю у нас всегда будет интересно.
Досье
Владимир Морозов, заслуженный работник культуры РФ. Окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства по специальности театроведение со специализацией организация, планирование и управление театральным делом. В Архангельский театр кукол пришёл в 1992 году на должность заместителя директора по организации зрителя. С 2006 года - директор театра.
Смотрите также:
- «Верьте в чудеса». Заслуженный Дед Мороз Архангельска о своей работе →
- Актёр М. Логинов о поиске бренда, жилье и поросятах-долгожителях →
- Виктор Панов о «не тех» зрителях, Германике и чужом городе →