Подъезжаем к посёлку Талаги. Здесь стоит машина, рядом с которой двое мужчин в камуфляже. Знакомимся. Это Андрей Давыденко, руководитель «Архангельского лесохозяйственного объединения» и местный лесничий Владимир. С другой стороны дороги лежит свернутый пожарный рукав. Дым в этом месте нестерпимо режет глаза.
По дороге, идущей в лес, навстречу нам едет немолодая женщина на велосипеде. На багажнике – букет только что сорванных ромашек. «Вот, посмотрите, в лес ходить запрещено, но всё равно ведь ходят! - возмущается Андрей Альбертович. - По идее, их должна останавливать полиция, но мы не видели ни одного патруля за время работы здесь».
«Воды не хватает»
Здесь, меньше чем в километре от посёлка Талаги, продолжается лесной пожар. Горят торфяники, поэтому огня почти не видно. Зато дыма столько, что его доносит даже до Архангельска. «Здесь мы вчера тушили - показывает лесничий Владимир на выгоревшие чёрные проплешины на земле и поваленные деревья. – Сейчас пожар дальше ушёл, он постоянно расширяется, и мы не можем его остановить – воды не хватает». В нескольких метрах – искусственный пруд, рядом с которым любят отдыхать жители Талаг в жаркую погоду. Но доставить эту воду в лес невозможно – нет техники, постоянно не хватает пожарных машин. «Торфяники нужно долго проливать, иначе они быстро высыхают и снова вспыхивают от любой искры» - поясняет лесничий.
На наш вопрос о поваленных деревьях, вроде бы не тронутых огнём, Андрей Давыденко отвечает так. «Этот лес повален с целью избежать верхового пожара. Его можно использовать как обычный лес, но для этого нужно заполнить множество бумаг, пройти экспертизу. Пока всё это длится, лес изгниет и станет непригоден для дальнейшего использования – так уже было. Поэтому мы составили письмо с просьбой провести экспертизу прямо сейчас».
На окнах - мокрые простыни
Меж тем, в самом посёлке паники не наблюдается. Жизнь в Талагах идёт своим чередом. Мамы играют с детьми на детской площадке, пенсионерки разговаривают у подъезда, кто-то копается в огороде. И всё это, как в кино про ёжика в тумане – в дыму, из-за которого с трудом видны соседние дома. «У нас с начала месяца так - вздыхает Виктория, наблюдающая за ребёнком, играющим в песочнице. - Мы уже привыкли. У меня окна выходят на южную сторону, их не закроешь, чтобы спрятаться от дыма – сразу будет жарко. Раньше я завешивала окна мокрыми простынями, теперь уже этим не занимаюсь – все равно никакой пользы».
Никакого инструктажа по противопожарной безопасности с жителями посёлка не проводили. Но они сами люди сознательные, признаются: хотя выезжают к пруду отдыхать, но костры не жгут и шашлыки не жарят. Того, что пожар дойдёт до Талаг, никто не боится: жители верят в мощь военной части, пожарные – в то, что вода из ближайшей реки остановит огонь. Но от дыма река, к сожалению не спасает.
Ещё 6 «огненных» районов
И в пригороде Архангельска и в разных районах области, куда мы звоним всю неделю, чтобы узнать, какова обстановка люди надеются только на дождь. А дождя в некоторых районах не было месяц! Ведь сейчас горят в основном торфяники, а чтобы торфяники как следует пропитались водой, надо два-три дня непрерывного дождя, пусть даже моросящего. Но синоптики обещают жару до конца месяца. «К моему дню рождения, второго августа, погода всегда портится,- говорит Андрей Давыденко – Надеюсь, и в этот раз она нас не подведёт».
Напомним, что на прошлой неделе пожары полыхали в шести районах. К ним прибавились Лешуконский, Пинежский, Шенкурский, Котласский, Виноградовский и Верхнетоемский.
Смотрите также:
- «Не жизнь, а мёд». Как архангельский подполковник стал пасечником →
- Вырубка лесов в Онежском районе привела к исчезновению рыбы →
- Деревни Архангельской области могут остаться без дров →