Читал, что Архангельскую область отнесли к числу протестных регионов. Если это действительно так – то почему в областном Собрании большинство мест занимает партия власти? Почему люди не ходят на выборы?
А. Алексеев, Архангельск
- Архангельскую область действительно можно отнести к протестным регионам. Это протест населения к местной политической системе, которая в широком смысле, как система, не может ничего предложить электорату вот уже лет 5-6. Результат этого протеста - низкая явка. У населения, к счастью, нет серьёзных поводов выходить на митинги или иные акции протеста, но также нет серьёзных поводов ходить на выборы. Местные политики, особенно оппозиционные, не могут ничего предложить электорату: ни новой повестки, ни интересных проектов. Главный дефицит региональной политики - это новые лица, яркие личности, свежие идеи; происходит инерционное движение за счёт политиков «старой школы.
Явка на выборах в областное Собрание в 2013 году составила чуть более 25 % населения. Большинство людей, пришедших на выборы, отдали свои голоса партии власти. В 2009 году на аналогичных выборах явка составила порядка 38 %. Схожий спад электоральной активности наблюдается и на федеральном уровне. На выборах в Госдуму: 36 % населения в 2016 году против 49 % в 2011.
Если в 2018 году не произойдёт смены поколений, то боюсь, что начнётся существенный регресс всей системы. Проекты по подбору кандидатов, привлечению молодёжи к участию в выборах должны уже были быть запущены минимум год назад, а по-хорошему партии должны заниматься это работой в рамках текущей деятельности. Но даже сейчас тяжело увидеть хоть какие-то действия. Это особенно касается региональных отделений КПРФ и «Справедливой России». Всё это, то есть действия, а в нашем случае бездействие политических сил, напрямую влияют на отток пассионариев из региона и снижение интереса к выборам со стороны избирателей.