«Нет сил любить безответно». Как ремесленник из Шенкурска покорил китайцев.

Михаил Бронский / Из личного архива

«Я всегда думал, что ремёсла - это часть культуры, - говорит шенкурский мастер по росписи Михаил. - Я даже до Москвы дошёл, до министерства культуры. Хотел понять, почему на своей родине мы никому не нужны».  

   
   

Реакция на роспись - сумасшедшая

Возможно, Бронский так и ходил бы по Руси, с самошитым мешком за плечами, как в старину, искал бы помощи для себя и таких же умельцев, как он. Но. Совершенно неожиданно он оказался… в Китае. Где, только что на руках не носят уникальных российских мастеров.

О том, что изготовитель чая под собственным брендом (и не только чая, читайте ниже - Ред.) находится в поднебесной, я узнала из Фейсбука. Вот его первый пост оттуда. «Что я делаю в Китае? Удивляю китайцев. Решили с ними начать совместное предприятие: расписывать кожаные сумки (они там очень дорого стоят), футболки, туфли, джинсовые и кожаные куртки, и продавать по всему миру. Китайские женщины, пока я расписывал, обзвонили всех подруг. Теперь всем надо что-то расписать. Неужели там инвестор быстрее найдётся для воплощения всех идей? Всё меньше и меньше обиды за родину, скорее равнодушие. Сил наверно уже нет любить безответно».

Конечно же, я сразу начала звонить Михаилу по вайберу в Китай. И, собственно, наше желание поговорить было обоюдным, но плохая связь не позволила это сделать (справедливости ради - не только в российских глубинках нет связи - Ред.) Пришлось подождать, когда он вернётся в Архангельск. И вот он пришёл в редакцию: северный такой мужик-мужик, с бородой, весёлый, разговорчивый, фонтанирующий идеями. Рассказал, что попал в Китай через знакомых девчонок. Одна из них, Ольга, работает в китайском бизнес-центре в Санкт-Петербурге. «Тут так всё совпало! - сам удивляется он. - Возглавляет китайский бизнес-центр, разумеется, китаец. У него есть друг, бизнесмен, который строит в своей стране «зелёный» город. Он нас и пригласил. Экотема очень важна для китайцев, они на ней буквально помешаны».

«Мы добирались от Пекина часа четыре, - рассказывает Михаил. - «Зелёный город» рассчитан примерно на десять тысяч населения. Там уже построены дома, офисы, в магазинчиках идёт торговля. Есть там петербуржская улица, связанная с русской культурой: мастерские, культурные и деловые центры. Эту улицу они продолжают «наполнять». Сейчас Оле поставлена задача: собрать группу российских универсальных специалистов, которые смогут работать в Китае на долгосрочной основе. Но нужны именно универсальные специалисты. Я вызвал у них интерес, потому что владею несколькими ремёслами: это несколько видов росписей, керамика, ткачество, я умею делать кукол, умею работать с берестой, я освоил практически все северные ремёсла и могу проводить мастер-классы. Кроме того, я повар, пеку торты на заказ, а китайцы хотят на петербуржской улице пекарню создавать».

Пока Михаил ездил знакомиться и себя показать. Понравился. Во время поездки он начал расписывать холщёвые сумки. Реакция на роспись была сумасшедшая. Часа за три он расписал 15 сумок! В Китае очень высоко ценятся авторские работы.

Ещё одним открытием для него стало то, что китайцы ухватываются за универсальных специалистов, которые много что умеют. То есть любой человек может поехать в Китай и попробовать там зарабатывать. «Чтобы зарабатывать хорошо, ты должен уметь делать это, это и это, - перечисляет Михаил. - Узкопрофильные специалисты там не нужны, потому что прогресс не стоит на месте, мир меняется».

   
   

«А Вы не боитесь, что китайцы быстро научатся расписывать, как Вы, и даже поставят это на поток в заводских масштабах? Они же известные производители точных копий брендов»- волнуюсь я за Михаила. «Ну и что, и пускай. Но, во-первых, роспись - это почерк, его не подделать. Я больше скажу, я готов обучить китайцев росписи, и если мы сделаем условно предприятие-мастерскую, пусть они продают изделия под моим брендом», - улыбается он.

Нужен каталог росписей

И немного о наболевшем. Почему наших мастеров с распростёртыми объятиями принимают в других регионах и даже странах, а дома в упор не видят. «Какие отношения с властью? - переспрашивает Михаил. - Никаких. Мы бы может и дискутировали с чиновниками, если бы садились за один стол, но они нас не приглашают. Я всегда думал, что ремёсла - это часть культуры, у нас в Архангельске даже создан Дом творчества. Но никакой помощи на продвижение северной культуры, как ремесленники, мы не получаем. Мы в Москве дошли до замминистра культуры РФ, он удивился: «Ребята, а ремёсла не относятся к культуре, ремёсла в подчинении министерства торговли».

Хотя справедливости ради припоминаю, что нас, ремесленников, пару раз собрали. Это был конкурс на лучший поморский сувенир. Я даже не запомнил, какие там подарки вручались, если честно, что-то несущественное. Ну, вы пообещайте нашим ремесленникам, что лучшие сувениры пойдут в производство: и автор будет получать процент от прибыли, и на имидже региона это скажется. Мастерам это было бы гораздо интереснее. А однажды на одном из съездов меня попросили рассказать, как развивается наш шенкурский Дом ремёсел. Я рассказал и добавил, что очень важно мастерам, которые пишут традиционные вещи, бывать в местах бытования народных промыслов, чтобы понимать, иначе будет получаться бездушная штамповка. И получил в ответ! (смеётся - Ред.) Мол, кто он такой, без году неделя в мастерах, а критикует. Я тогда задумался впервые: а сколько лет я как мастер-то работаю? На тот момент я уже 18 лет расписывал».

О том, как всё начиналось Бронский рассказывает с удовольствием. В 1992 году при шенкурском музее была студия, где они, ребята, начинали учиться росписи. Им повезло больше, чем нынешним, им разрешали в фондах музея выбирать прялки, и работать с ними. Сейчас в фонды попасть практически невозможно. Даже потом, когда он учился в Вельске на повара, продолжал заниматься: ходил там в художественную школу. «Спасибо преподавателю Надежде Владимировне Могутовой, она-то и показала мне роспись костромских отходников» - вспоминает он. (Костромские отходники - это мастера из Костромы, которые когда-то дошли до Архангельска и Карелии, и научили своему искусству местных жителей - Ред.)

Так что рука у него уже была «поставлена», и дальше начинающий универсал самостоятельно начал осваивать роспись по работам старых мастеров.

Сейчас Бронский считает, что уже есть потребность в новом каталоге росписей. «Было бы круто сделать их с примерами старинных работ, с очень качественными фотографиями, с детальной методичкой, как работать. Каталоги же не выпускались с советских времён».

Вообщем, этому человеку-оркестру никогда не будет скучно, он всегда будет при деле. При одном из своих дел. Вот, чай, например. Мы все видели в наших магазинах фирменные бумажные пакетики имени автора. И уже даже привыкли. И запомнили фамилию. Хотя ему часто напоминают: надо быть скромнее.

«Я в принципе стесняюсь хвастаться, наоборот, принижаю себя, это такой советский ещё подход, когда на первом месте не «я», а «мы» - говорит он - Но, с другой стороны, если я не буду себя хвалить, никто меня не заметит. Вот в Китае мне задали вопрос: а в России ещё кто-нибудь так же расписывает? Я ответил: «Конечно. Но так как я - никто не расписывает». Ну а что, если это так и есть? Я - единственный человек в России, кто так пишет, ведь у каждого мастера свой почерк. А сейчас я могу быть единственный в Китае» (смеётся - Ред.) Как сложится у Михаила с поднебесной, он пока не загадывает. Посмотрим. Но приглашение он уже получил.

Досье

Михаил Бронский, родился в Шенкурске, 38 лет.  Окончил студию росписи при Шенкурском музее, кулинарное училище в Вельске с красным дипломом, Петербуржский университет путей сообщения, высшую школу менеджмента, кафедру экономики Санкт-Петербургского государственного университета. Более 20 лет занимается росписью. Организатор и участник множества социальных проектов: фестивалей, семинаров. Не женат.

Смотрите также: