Современный учитель должен уметь промолчать вовремя

   
   

- Ирина Михайловна, первый вопрос о назначении школы. Вначале, родители не хотят, чтобы учителя вмешивались в воспитание детей, но когда что-то происходит, то нередко обвиняют в этом школу. Так в чем же главная функция учителя – дать знания или воспитать хорошего человека?

- Я считаю, что родители, если они хотят, чтобы их ребёнок вырос достойным человеком, должны прилагать максимум усилий. Поскольку школа не может справиться с этой задачей одна. Я не могу научить ребенка тому, что чуждо мне, честолюбию, прагматизму, стремлению к карьерному росту, пусть этому их учить кто-то другой. Я же хочу воспитать из своих учеников интеллигентных людей. А что такое интеллигентность? На мой взгляд, это образование, культура и нравственность. Так что школа должна и учить, и воспитывать, одно неразрывно связано с другим. Другое дело, что школа не должна учить детей элементарным вещам, например, не перебивать старших. Это должны делать родители. А вот воспитывать в детях такие качества, как толерантность в школе нужно обязательно. В нашей школе в силу её территориального расположения учатся дети самых разных национальностей: азербайджанцы, дагестанцы, армяне, чеченцы, вьетнамцы. И за всё это время в школе не было ни одного случая, чтобы обидели ребёнка другой национальности.

- А как можно научить толерантности? Наверное, в наше время это очень сложно?

- Мы не проводим никаких специальных мероприятий, всё происходит само собой, на уроках, на переменах и т.д. Мы просто учим детей общаться, например, никто не называет друг друга по фамилии, только по имени.

Кроме того, нам, наверное, повезло с родителями. Они внушают своим детям мысль о том, что если они живут в России, то должны уважать русские традиции, русских людей. Например, недавно мы ездили в Сийский монастырь, ребята других национальностей в силу своей веры, конечно, не заходили в храм, но с большим интересом выслушали рассказ экскурсовода об истории монастыря. Я вообще с очень большим уважением отношусь к этим детям, ведь они должны и русский язык выучить, и иностранный, а ещё и свой родной не забыть.

 

 

Чего не хватает в школе?

- У нас чуть ли не каждый год предлагают ввести в обязательную программу школы како-то новый предмет: основы православия, урок патриотизма и т.д.. А какого предмета на ваш взгляд не хватает в школе?

- Я не очень понимаю, зачем постоянно что-то менять. Не надо уничтожать то, что уже есть. Человек стал человеком, когда его одухотворили. Какие уроки у нас могут одухотворять? История, литература, музыка, другие дисциплины гуманитарного цикла. Поэтому, прежде всего, человек должен получить гуманитарное образование. Ещё Платон считал, что народом можно управлять только если он не получил должного гуманитарного образования. Делайте выводы…

Сегодня же в старших классах по программе остался всего один час русского языка. Мы, конечно, стараемся находить время, чтобы вести русский язык на профильном уровне. На таких уроках я рассказываю ребятам об истории языка, показываю через язык русский менталитет.

   
   

 

 

Первая книга

- С каждым годом у людей всё больше вопросов к ЕГЭ. Как вы относитесь к нему?

- В любом нововведении есть и рациональное звено, и то, что можно было бы изменить. Так что к ЕГЭ я отношусь очень спокойно. Часть С (это написание сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный текст,-прим. ред.) в ЕГЭ по русскому языку вполне может раскрыть творческий потенциал ребёнка. А вот что меня несколько смущает, так это сдача экзамена по литературе в виде ЕГЭ.

- Ирина Михайловна, современные дети действительно стали реже брать в руки книгу? И нужно ли ребёнка заставлять читать?

- Я бы так не сказала. Всегда были люди читающие и не читающие. И сейчас есть дети, которые читают много. Только они читают больше современную литературу. А заинтересовать ребёнка чтением можно, правда, сделать это на уроках литературы уже довольно сложно. Маяковский как-то рассказал о том, что он учился читать по книжке о птичнице Агафье. И если бы после этого, ему не попалась книга Сервантеса о Дон Кихоте, то он бы вряд ли полюбил чтение. Так что очень важно, чтобы ребёнку, когда он только научился читать, попалась именно та книга, которая заденет его за сердце.

Кроме того, очень много зависит от семьи. Если родители не читают, то и ребёнок вряд ли будет читать. Ведь это очень важно, чтобы ребёнок не только читал книги, но и обсуждал её с кем-то.

 

 

Жестоких детей нет

- Нынешних детей обвиняют в жестокости. Вы чувствуете это, и изменились ли они вообще по сравнению с предыдущими поколениями?

- Я работаю в школе больше 20 лет и могу с уверенностью сказать, что нынешние дети более открытые и любознательные. Они очень любят задавать вопросы, и я порой даже не знаю, как на них ответить. И мне это нравится, поскольку я считаю, что учитель должен сам всю жизнь учиться вместе с детьми, поэтому искать ответы вместе с ними очень интересно. Так что работа мне сейчас доставляет ещё большее удовольствие, чем раньше.

А ранимость современных детей, мне кажется, связана с тем, что многие из них растут в неполных семьях, и они чувствуют то социальное положение, в котором находится, например, их мама.

Может быть какая-то категория детей, чтобы защитить себя, и может вспылить, проявить агрессию, но адекватный ответ учителя всё поставит на свои места. Ребёнка можно погладить по головке, вывести из кабинета и сказать: «постой пока тут, отдохни» или просто промолчать. Учитель должен уметь вовремя промолчать.

Я помню, в 90-ые было несколько ребят, для которых не было вообще никаких авторитетов, но сейчас таких нет.

- И последний вопрос, который сложно обойти стороной. Сейчас много говорят о том, что стимулирующие надбавки, которые были введены в школе, нередко порождает конфликт в учительской среде. Что вы думаете по этому поводу?

- С одной стороны стимулирующие надбавки – это хорошо, нет уравниловки, у учителей есть мотивация к работе. С другой, действительно не все умеют хвалить себя, демонстрировать свои достижения. Например, я этого не умею, и считаю это даже неприличным. Кроме того, я не люблю заглядывать в чужой карман, наоборот, если кто-то из моих коллег получит премию, я только порадуюсь за него.

Досье

Ирина Галашева пришла в школу в 1981 году пионервожатой. После окончания пединститута в Архангельске стала работать в школе № 9 учителем русского языка и литературы. Замужем, имеет двух дочерей. Обе учились в 9-ой школе. До сих пор с огромной теплотой вспоминает свою учительницу по литературе Тамару Борисовну Перевязкину

Смотрите также: