«Ему рукоплескал весь мир»: Каким должен быть настоящий патриот?

   
   

Чтобы понять, прочувствовать, какой это был масштаб личности, мы отправились на его родину, в село Красноборск. Заодно хотелось найти ответ на вопросы: почему его картины уже несколько десятилетий лежат в запасниках Третьяковки и почему никто не занимается, как это модно сейчас говорить, популяризацией имени художника?

Кому отдали дачу?

 «При его жизни Борисова знал весь мир, ему рукоплескали в разных странах, сейчас же он упоминается на провинциальном уровне, и это очень обидно», - говорит Антонина Ипатова, заведующая филиалом МКЦ «Дом-Усадьба художника Борисова», что в селе Красноборск. Антонина Николаевна и сама-то достойна отдельной публикации. Только благодаря ей (и конечно же, первоначально Майе Миткевич, директору государственного музейного объединения  «Художественная культура Русского Севера» и Льву Вострякову, бывшему министру культуры области. - Ред.) необыкновенно красивая сегодня усадьба художника приобрела тот внутренний облик, который был при хозяине. Их вообще здесь, в усадьбе, всего четыре человека. И эти женщины трепетно оберегают то, что нам всем досталось в наследство. Экскурсии они проводят так же трепетно, вкладывая частичку себя.

Усадьбу Александр Борисов спроектировал сам, в 1903 году она была построена полностью. Это была дача для летнего отдыха, в то время было принято строить такие дачи для интеллигенции. После его смерти, в 1934 году сюда переехало сначала общежитие парашютной школы, а затем обосновался детский костно-туберкулёзный госпиталь. «Места не хватало, до и после войны было очень много больных детей, - рассказывает Антонина Николаевна, - поэтому начали ломать стены, снимать батареи, переносить электропроводку». А картины, редкая коллекция книг, мебель, личные вещи художника и его жены? Всё это раздали по его родственникам. Впрочем, до этой истории с передачей усадьбы от одних другим прошла целая жизнь художника Борисова.

Взлёт и падение

Родился он в крестьянской семье. Рисовать начал лет в десять, когда увидел, как расписывают стены в Красноборской церкви. Прибежал домой, взял обрывки бумаги и углём начал рисовать. Потом он оказался на Соловках, где научился писать иконы. Там его заметили меценаты и помогли поступить в Петербург, в Императорскую Академию художеств. Его учителями были Иван Шишкин и Архип Куинджи. В 28 лет он в составе экспедиции Сергея Витте отправился на Новую Землю, откуда привёз 150 картин, на которые с большим интересом откликнулись известные уже к тому времени художники Васнецов и Репин. Именно тогда основатель и владелец галереи русской живописи Павел Третьяков купил у северного художника 60 картин за 8 миллионов рублей. Деньги по тем временам огромные! Третьякова критиковали за то, что так расщедрился для начинающего. Но хозяин галереи сказал так: «Если Борисов умный человек, то правильно распорядится деньгами». Борисов правильно ими распорядился. На эти средства он набрал команду из мореходов и отправился к своей мечте - на Новую Землю, на 14 месяцев. За это время он построил там дом, чуть не погиб, когда экспедицию затёрло во льдах. Но главное, после той экспедиции на географическую карту было нанесено 14 новых названий.

В его жизни началась полоса признаний и славы. «Сначала выставка картин Борисова прошла в Зимнем дворце, - рассказывает Роман Власов, красноборский краевед. - Александр III приобрёл для себя самую обсуждаемую тогда картину «Страна смерти». К Борисову пришло мировое признание. В 1905-1907 годах его персональные выставки с огромным успехом прошли в Вене, Праге, Мюнхене, Берлине, Гамбурге, Париже, затем было покорение Норвегии, Англии, Америки. Позже он писал, что на его выставку приходил Рузвельт».

После того, как весь мир узнал о северном художнике, он решил взять паузу. Борисов женился. Он женился на богатой немке, вдове Матроне Дмитриевне, которая жила на наследство мужа. Ему было 43 года. Молодожёны устроились в Германии, активно путешествовали, но Борисов скучал по Красноборску, по северу. И вот в это время, когда не прошло и 10 лет с его триумфального появления, всё резко поменялось. Директором Третьяковки стал Игорь Грабарь. Он, ссылаясь на реконструкцию, ликвидировал зал, в котором висели 65 картин Борисова. Картины Грабарь и его помощники художники Бенуа и Рерих начали активно раздавать в провинциальные музеи и торговые представительства разных стран так стремительно, как будто избавлялись от них. Так как картины могли разлететься по свету, оставшуюся коллекцию Борисов спрятал у себя. Он даже отказывал частным коллекционерам, готовым выложить любые деньги за полотна. Борисова преследовали, у него проводили обыски, он писал Ленину письма: «За что, разве я буржуй какой?»

   
   

Семейная жизнь тоже не ладилась: жена приезжала в Красноборск, жила в усадьбе, но недолго. До Борисова его жена была замужем за профессором медицины, а здесь коровы, лошади, холод. Даже привезённые горничные-иностранки не спасали Матрону Дмитриевну. Детей у них не было. Жена не выдержала трудностей - вернулась в спокойную и сытую Германию.

Чтобы не впасть в депрессию, он занялся открытием санатория «Солониха», который благополучно работает и сегодня. Сотрудники санатория рассказывают, что в то время слава о минеральном источнике гремела. Люди шли и ехали к этому источнику лечиться, когда ломит руки, ноги, поясницу. Они приспосабливались, грели воду, принимали ванны, благо, что вода в чаше, которая установлена под открытым небом, не замерзает. Но больным негде было останавливаться, и Борисов взялся за строительство спальных корпусов. Помог ему Николай Семашко (один из организаторов системы здравоохранения. - Ред.), они были хорошо знакомы. Кстати, на «Солониху» пошла часть из тех самых восьми миллионов рублей.

«Кто он такой?»

Умер Александр Борисов в своей мастерской, неожиданно, от сердечного приступа. Это было в 1934 году. До сих пор о его смерти ходит много слухов. Говорят, что его отравили из-за наследства, завистников, втёршихся в доверие к художнику, хватало. «Завещания он не оставил, а в беседах с родственниками говорил, что картины желал бы передать архангельскому музею, научные труды архангельским властям, а усадьбу - под мастерскую юным художникам, - говорит Роман Власов. - Но «друзья» не опускали руки, наследники - жена и родственники пережили 13 судов, в итоге всё богатство Борисова было поделено именно так, как он хотел. После смерти коллекция (это 400 произведений, хранившихся в его мастерской) была передана Архангельскому музею. Она стала основой создания экспозиции открытого в 2002 году музея Арктики им. Александра Борисова».

И всё же должен был наступить тот момент, и должны были найтись люди, которые начали бы потихоньку восстанавливать измученную усадьбу и возвращать картины и всё, что населяло этот дом, обратно.

«Только в 1958 году санаторий переселили в здание по соседству,  - говорит Антонина Николаевна . - А усадьба начала потихоньку рушиться. В конце 90-х мы забили тревогу.» Параллельно пытались вернуть картины из запасников Третьяковки на экспозицию. «В 90-х годах мы ездили в Министерство культуры в Москву, - рассказывает Роман Власов. - Но там был такой товарищ Порток, уж не знаю, кем он там был, он спросил, мол, кто это такой? Мы ему начали рассказывать, что это художник-пейзажист конца XIX - начала XX века, но Порток нас перебил с тем же вопросом, по слогам его произнёс: «Кто он такой?» Мы вернулись домой, и к 125-летию рождения художника сами провели первую региональную конференцию. Люди приезжали из Москвы, Хабаровска, Мурманска, снимали фильмы о нём, о Борисове начали писать. Сегодня, по моим сведениям, 25 картин лежит в запасниках Третьяковки. И этот вопрос нужно решать уже на самом верху».

С миру по нитке

Много сил было положено, много людей задействовано, почти 10 лет ремонтировали здание, вывели его из аварийного состояния. Первую экскурсию по усадьбе провели в 2010 году. «Первое, что я сделала - подняла архив, и поняла, что нужно возвращать экспонаты, - вспоминает Антонина Николаевна. - И мы, что называется, пошли по внукам родственников Борисова».

С тех пор эти четыре упорные женщины возвращают «борисовское» назад, покупают вещи, картины, которые отыскивают в России, в Израиле, Америке, Франции. Они нашли уже тысячи картин и теперь ведут переговоры по их возвращению. К слову, полотна Борисова украшают сегодня Казанский и Ярославский вокзалы в Москве, а вот музей-усадьбу - всего одна.

«Вот посмотрите, - показывает Антонина Николаевна на старенькое полупианино, - эта фисгармония приехала из Новодвинска, на ней когда-то играла жена Борисова. Комод нам вернули. А однажды был случай. Внук парашютиста привёз нам шифоньер и столик, а за это попросил провести экскурсию. Как мы обрадовались такому обмену!» А ещё Антонина Николаевна как-то увидела по телевизору, что премьер-министру Дмитрию Медведеву в подарок преподнесли картину нашего земляка, но он её не принял, вернул в Третьяковку. И даже гордость взяла за Медведева. И дальше, волнуясь, горячо продолжает: два раза ездила в Москву, к депутатам Госдумы, была в Географическом обществе. «Борисов же и географ был, - напомнила она. - Но - ни-че-го. Как лежали картины в запасниках Третьяковки, так и продолжают лежать». И в глазах её - слёзы.

«Вот посмотрите на картину «Ленин в горках», - снова вскидывается она. - Нет, вы посмотрите, что за спиной у Ленина? Картина Борисова». Как будто лишний раз хочет доказать то, что и так понятно: Борисов - художник мирового уровня!

Когда мы уходили из усадьбы, здесь начался пленэр. У Александра Борисова была мечта, чтобы в его доме рисовали дети. Так же, как он работал когда-то в усадьбе своего любимого учителя Куинджи. Его главная мечта сбылась.

Александр Борисов - художник, общественный деятель, публицист, географ, этнограф. После его смерти по его чертежам начали строить Байкало-Амурскую магистраль, он добивался этого 30 лет. Также по его проектам был построен железнодорожный мост в Котласе. Ему принадлежит идея строительства Котласского ЦБК. В Красноборском художественном музее хранятся 27 его картин. Его именем названы улицы в разных городах. Похоронен в Красноборске.

Смотрите также: